Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Успех реформ зависит от того, горят ли глаза у населения"

"Успех реформ зависит от того, горят ли глаза у населения"
АЛЕКСАНДР МЕЩЕРЯКОВ
Историк-японист
Текст: Петр Дейниченко

Историк-японист Александр Мещеряков стал в 2012 году лауреатом премии «Просветитель» в области гуманитарных наук. Успех принесла ему книга «Император Мейдзи и его Япония» (СПб.: Наталис, 2009), посвященная эпохе великих реформ второй половины XIX века, быстро превративших Японию в мировую державу. Наш разговор – о том, как понимают друг друга Россия и Япония, и удастся ли когда-нибудь нашим странам от соперничества перейти к сотрудничеству. А также о народе, правительстве, коррупции и успехе реформ...

– Почему Япония? Что привлекло Вас к этой стране?

– Японистом я стал совершенно случайно. В школе я хорошо писал сочинения, и мне хотелось стать писателем. В то время не существовало никаких учебных заведений, где бы обучали creative writing. За единственным, пожалуй, исключением – журфак МГУ. Вот я туда и намылился. Но мой дядька, китаист, сказал мне: «Ну вот, выучишься ты там. И что потом? В какой-нибудь газетенке врать станешь? Попробуй востоковедение, у переводчика всегда хлеб в кармане, а если наукой заинтересуешься, так интереснее вообще ничего не бывает». Вот я и задумался и придумал Японию – тогда она у всех на слуху была. Как же, «азиаты», а такую экономику сделать сумели... Но я никогда не жалел, что стал японистом. Это позволило мне прожить «вторую жизнь» – не только «за себя», но и «за японца».

– Много ли в России знают о Японии по сравнению с тем, что осталось узнать? Насколько сложившийся у нас образ Японии отвечает действительности?

– О Японии наш средний человек знает очень мало. В школьных учебниках, откуда и берутся базовые знания, о Японии почти ничего не говорится. Япония редко становится и «героем» теленовостей. В новостях сообщают, кто кого убил. А в Японии это редко случается. Так что Япония появляется на телеэкране только тогда, когда там происходит землетрясение. Еще люди смотрят кино. В основном, про самураев, харакири и гейш. Вынужден констатировать, что самураев в Японии не осталось. Гейши – тоже очень большая редкость. Поэтому интересующемуся Японией человеку остается только одно – читать хорошие книги.

– Интересна ли японцам Россия?

– Нынешняя Россия японцам не слишком интересна. В последние годы всплеск интереса наблюдался во время перестройки и сразу после нее. После этого решили, что раз Россия не хочет быть в одной упряжке с Америкой, то и ладно. А ведь были времена, когда Россией или Советским Союзом интересовались по-настоящему. Это было связано и с великими социальными экспериментами, и с великой русской литературой. Сейчас эксперимент закончен, на его месте осталась великая коррупция. Но в иных странах – Африки и Латинской Америки – она еще круче. Что до литературы, то она во всем мире переживает трудные времена. Дисплей (телевизионный или компьютерный) – ярче книги, ярче жизни. Поэтому взгляд невольно устремляется в сторону дисплея, а не книги. Письменный знак требует работы воображения, а это теперь кажется обременительным.

– Россия и Японии с середины XIX века вошли в полосу великих реформ, а позже – быстрой модернизации. Вроде бы и мы, и Япония догоняли Запад. Почему столь разные результаты?

– Успех и провал реформ зависят от многих причин. Назову главную. Успех реформ зависит от того, горят ли глаза у населения. Не у части его, а у большинства. Российские, советские, а потом снова российские реформы имеют в основе принцип «разделяй и властвуй». То есть они кому-то (меньшинству) выгодны, а кому-то (большинству) – нет. Поэтому люди их не любят и устраивают итальянскую забастовку, отлынивают, саботируют и воруют. В Японии реформы поддерживает большинство населения, потому что и элита, и простые люди видят от этих реформ пользу. Поэтому население слушается правительство, а реформы – успешны. В этом есть великая опасность: когда правительство адекватно, то и хорошо, а когда нет – получается национализм, война и погибель.

В России правительство ломает народ через колено, полагая, что простые люди – чересчур просты, и ничего в высоких стремлениях не понимают. А потому политическая элита искренне считает за государство только самое себя. Я – преподаватель государственного университета. В любой стране мира преподаватели вузов и школ считаются государственными служащими (у них не самая высокая зарплата, но хороший социальный пакет). У нас же государственными служащими считаются несколько тысяч чиновников, которые обижаются на то, что «народ» не понимает их высоких устремлений. Обижаясь, все равно считают, что они – это и есть государство. Поэтому запускают руку в государственную казну и не чувствуют при этом угрызений совести.

– Отношения между Японией и Россией были далеко не радужными. Ждет нас в будущем соперничество или сотрудничество?

– Япония очень зависит от США. Потому что окружение Японии – это страны, обладающие ядерным оружием: Россия, Китай, Северная Корея. Ни одна из этих стран не может считаться полностью предсказуемой. В этих условиях – либо создавай свои ракеты, либо полагайся на помощь «Большого брата». К сожалению, американский «брат» тоже не может считаться предсказуемым. Япония сделалась заложником этой ситуации. Но реалии жизни требуют сотрудничества между Японией и Россией. Японии требуются ресурсы, нам требуются их товары.

Кого из японских писателей стоит читать в первую очередь?

– Из классики я мог бы посоветовать Мурасаки-сикибу (ее «Повесть о принце Гэндзи» и «Дневник»), Сэй-сёнагон («Записки у изголовья»), Ёсида Канэёси («Записки на досуге»). Есть много замечательных стихов. Из авторов XX века следует прочесть Акутагава Рюноскэ, Кавабата Ясунари, Танидзаки Дзюнъитиро. Ну, и так далее – всего не вспомнить и не перечесть. Главное – начать...

Источник: Читаем вместе

 

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".