Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

ПЕРЕПЕВАЯ «THE BEATLES»

ПЕРЕПЕВАЯ «THE BEATLES»
Наталья Риккер

 

Ниже мы публикуем один из материалов только что увидевшего свет второго номера челябинского журнала "Helter-Skelter".

 

Увлечение «The Beatles» для меломана сродни инициации. Серьезное чувство к музыке ливерпульской четверки открывает двери в мир ясных, простых и при этом подлинных в своем эмоциональном накале мелодий, настраивает внутренний камертон на ритм упругого гитарного риффа и вместе с тем – не рождает в сознании конфликтного состояния с окружающим музыкальным миром, как если бы сердце ваше беззаветно было предано блюзу или джазу. Они-то уж точно здесь, на хребте Уральских гор требуют к себе особого отношения, ставят на слух своеобразный «фильтр», не пропускающий рока-попсовой халтурки. А «The Beatles» всеобъемлющи, универсальны и милы как брутальному любителю русского рока, так и джазовому эстету, и «народнику», лихо стучащему каблуком под «Камаринскую».

В Стране Советов любовь к битлам могла быть всенародной. По крайней мере, для тех поколений, которым навяз в зубах официоз советской эстрады. Для тех, кому сейчас уже за сорок или за пятьдесят. Для тех, кто собирал самодеятельные ВИА и мечтал хотя бы о гитаре «Урал». Для тех, кто переписывал «The Beatles», «Rolling Stones», «Creedence», «Deep Purple» и прочая с затертых громоздких бобин… Хотя всенародной она, конечно, не стала. Немало людей, которые искренне верили в комсомольский задор песен про БАМ и с сердцем распевали, как «не надо печалиться». Но вот те, кто зарядился токами рок-н-ролла, пронесли свою любовь через всю жизнь. Более того, передали ее по наследству детям «перестройки» и шальных 90-х.

Ритуал «приема в битломаны» осуществлялся разными способами: от передачи патлатым потомкам виниловых «мощей» до пафосных посвящений на громких концертных акциях. Один из главных битломанов Челябинска Валерий Ярушин в 70-е изящно «внедрял» «The Beatles» в программы ариэлевских выступлений, а на излете 90-х устроил «Битловские посиделки» – концерт-марафон с участием практически всей музыкальной общественности города. Появились коллективы, в репертуаре которых битлы проходили «генеральной линией». С помощью Джона-Пола-Джорджа-Ринго даже стали приучать к симфонической музыке: дирижер Антон Гришанин создал «Битлз-сюиту», исполнив ее с оркестром оперного театра. Надо ли говорить о том, что редкое выступление рок-команд на клубной сцене обходится без «Can`t By Me Love» и еще десятка битловских хитов?

Сколь угодно челябинских музыкантов скажет вам, что в свое время испили из источника «The Beatles». И для того, чтобы совершить ностальгический заплыв на желтой субмарине в страну Сержанта Пеппера, персоналий найдется немало. Мой выбор пал на «трио» из двух рокеров и одного джазмена. Критерий отбора прост: они по сей день регулярно обращаются к великому наследию брит-рока 60-х и имеют собственный взгляд на то, как на это наследие нужно грамотно «посягать». И вообще любят поговорить о «The Beatles»… И, кстати, все они гитаристы.

Получился любопытный музыкальный «коллоквиум», на котором собрался квартет из фронтмена группы «Live`r`Pool» Владимира Клинова, известного джазового музыканта, солиста ансамбля «Уральский Диксиленд» Валерия Сундарева, фронтмена группы «TheWheels» Владимира Евстифейкина и вашей покорной слуги. И если бы мы в тот день решили выпить за здоровье оставшихся битлов, то в числе первых был бы тост за счастливую юность с самодельными гитарами и брюками-клёш.

 

«Битлз» робкие аккорды…

 

Наталья Риккер: У меня нет ни грана сомнений в том, что всем вам довелось играть «TheBeatles» в школьных ВИА…

Валерий Сундарев: Это одна из первых поп-рок-групп, которые я начал осознанно слушать. Родители купили магнитофон, и у приятеля я переписал свою первую бобину. Мне повезло: это был альбом «Let It Be» – квинтэссенция их творчества всех периодов. Здесь и студийные вещи с усложненными оркестровками и аранжировками, и несколько песен, исполненных «вживую», как они делали в «Cavern Club». Меня захватила эта музыка! И только позже я узнал, что это «The Beatles».

В школе мы, конечно, их играли: делали «каверы» ранних песен, даже пытались их как-то переосмыслить. Помню, была серия сборников под названием типа «Музыка для вокально-инструментальных ансамблей». Там были ноты с русскими текстами. Писал их некто Подберезский. И одна из первых песен, которую мы сделали, – «I Wanna Hold Your Hand». Но не как забойную песнюшку, а как балладу…

Владимир Клинов: Я услышал «The Beatles» раньше – в 1966 году. Старшему брату купили магнитофон. На нем по-украински было написано «50 рокiв Великому Жовтню». Мне было 7 лет, и, не имея понятия об английских фонемах, я вовсю распевал песни «The Beatles» дома, по пути в музыкальную школу. Везде. Совершенно не стесняясь. Эта музыка засела во мне очень крепко. Но «The Beatles» – не моя любимая группа! Давным-давно, с тех времен, как прошло мальчишеское фанатение. Моя любимая группа «Led Zeppelin», иногда их сменяет «Rolling Stones». А «The Beatles» – это часть меня, моего обмена веществ. Я не могу сказать, что я их люблю или не люблю. Это как папа и мама. Звучит по-дурацки, но они есть и без них я не я.

Трудно поверить, но в школьном ансамбле – он был инструментальным – я играл на барабанах. У нас была очень жесткая, высокопартийная директриса, и она всё западное на дух не переносила. Нас не пускали на занятия, если на затылке можно было взяться за волосы! Только полубокс! Мы выдумывали для песен свои, очень радостные названия. Директор, естественно, в этом ничего не соображала. А когда спрашивала: «Кто написал?» – что-то мямлили: «Да, это вот на радио… Мы на слух…» Скажи что-то другое – из комсомола бы выгнали!

Играли, разумеется,«The Beatles». Абсолютно гитарной группой. Никаких клавишных! Как у «The Ventures». Гитарист ведущий – Вова Кудрявцев, сейчас он где-то в троллейбусном управлении уже миллион лет работает – такой хваткий парень! Всё в пальцах, всё на слух!

Владимир Евстифейкин: Для меня «The Beatles» положили начало не только  творческой деятельности, но, в каком-то смысле, жизнедеятельности. (Смеется). Мне исполнилось 10, на уме были улица, футбол. И родители твердо решили обучать меня игре на инструменте, причем, по их замыслу, это должен был быть баян! Я яростно отбрыкивался. Мне его пытались всучить. Наконец, компромисс нашли: на гитару я согласился. Преподаватель ДК Железнодорожников Николай Старостин научил меня играть, заметил, что я еще и петь умею. Он-то и организовал нашу группу. 85-й год, Перестройка. Что мог тогда делать подростковый ансамбль? Выступать на отчетных концертах для родителей. Я и не догадывался, что это «TheBeatles», воспринимал их просто как хорошие песни. Английский у меня был на нуле. Русские тексты писал сам Старостин. Это я знаю точно! Например, «Girls» мы пели так:

 

Я хочу вам рассказать,

Как я любил когда-то.

Правда, это было так давно.

Помню, часто брёл я

По аллеям сада,

Чтоб взглянуть в раскрытое окно…

 

Припев почему-то пелся на английском: «Ах, гё-о-орл!»

(Владимир ошибается. Песня   "Girl" в таком переводе была популярна в 70-е гг. в СССР в исполнении Валерия Ободзинского. – Н.Р.)

 

Рок на семиструнке

 

Наталья Риккер: Полагаю, инструменты в тех ансамблях были сомнительного происхождения, порой близкие к состоянию «дров»…

Владимир Клинов: Мало того, что я был барабанщиком, я был ВТОРЫМ барабанщиком! На барабанах играл один симпатичный парень. И на школьных вечерах он просто выпрыгивал из-за барабанов танцевать с девочками. А играть надо. Тут как тут я! С гитарой у меня поначалу не складывалось совершенно, хоть я и «струнник»: с 6-ти лет играю на скрипке. Барабанная установка у нас была не бог весть какая: без педали, с бутафорской «бочкой». Мой папа-художник срисовал с битловской фотографии надпись «Ludwig». На простыне написали чего-то «нейтральное»: «Суперстар».

А с гитарой в первый раз на сцену я вышел в 1974 году. Причем как бас-гитарист. Какая гитара, не помню. Зато помню песню: «Ты, Россия, дорогая» Валерия Ивановича Ярушина.   

Валерий Сундарев: Первая гитара досталась мне в подарок от дяди. Обычная ленинградская семиструнка, переделанная в шестиструнку. А в 8-9-м классах мы стали делать из телефонных динамиков звукосниматели. Но это продолжалось не долго. В 1975 году по случаю открытия 123-й школы, где я учился, шефы – Челябинский Завод художественных изделий – купили комплект музыкального оборудования. И у нашего школьного ансамбля появились электрогитары, ударная установка, усилители, клавишные. Гитары, естественно, были отечественные: «Аэлита», «Урал». Мы их доводили до ума: пилили лады, чтобы струны опустить, перематывали звукосниматели…

Владимир Евстифейкин: Помните, как поется у «Чижа»? Наш состав был таким же: гитара, «Ионика», бас, барабаны. Гитара – ленинградская полуакустика. Выступать было особо негде, и мы таскались с инструментами по школам. Брали в руки единственную колонку, в которую все включались, сами ее тащили. Пешком. До ближайшей к Дворцу школы. Барабанной установки не было. На стул ставили пионерский барабан, рядом – тамбурин. Барабанщик стучал одной палочкой по тамбурину, второй – по барабану. Играли, как правило, в актовом зале при собрании всей школы, которую освободили от уроков, благодаря чему нас всегда ждал фурор!

 

С высоты опыта…

 

Наталья Риккер: Но «The Beatles» для вас не остались воспоминанием «о годах забытых». Это некий базисный фонд репертуара и в настоящем.

Валерий Сундарев: Я пытаюсь перевести «The Beatles» в джазовую стилистику. И Леннон, и Маккартни, и Харрисон – талантливые композиторы-мелодисты. Их, казалось бы, незатейливые мелодии позволяют создавать целые произведения. Этим они и отличались от большинства рок-групп, которые играли в их время, и позже, и раньше. Их музыка способствует развитию индивидуального гармонического мышления и джазового, и академического музыканта. Не зря же буквально с первых альбомов «The Beatles» аранжировщики стали перекладывать их мелодии для струнных и духовых оркестров, для джазовых составов. Уэс Монтгомери, например, в 1967 году записал целый альбом интерпретаций «The Beatles». И американские продюсеры, тот же Томми Ли Пума, понимали, что материал настолько коммерчески успешен, что не использовать его было бы грех. Поэтому и Джордж Бенсон по горячим следам записал свою «The Other Side Of Abbey Road». У него же тогда был переходный момент – от джаза в чистом виде к приджазованной попсе. Томи Ли Пума привлек аранжировщиков, и Бенсон заблистал во всей красе, получился один из шедевров интерпретаций музыки «The Beatles».

И не так важны их тексты. В ранних песнях слова вообще примитивны: «She Loves You», «And I Love Her» и прочая. Мелодический и гармонический ряд был свеж, непривычен!

Думаю, что на предыдущее от меня поколение («Машину времени», «Воскресение», «Ариэль») «The Beatles» оказали гораздо бОльшее влияние. У них битломания была почти такой же, как на Западе. А для меня «The Beatles» не были единственным «светом в окошке», более значимыми кумирами уже были «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Pink Floyd». Настали другие времена. А «The Beatles» – это я уже тогда понимал – явились той основой, от которой оттолкнулась последующая европейская рок-музыка. Они задали тон на десятилетие вперед, первыми использовали элементы хард-рока, арт-рока, психоделии. Во многом неосознанно. По сути, «The Beatles» были самодеятельными музыкантами.

Владимир Евстифейкин: Был момент, когда меня стало раздражать сравнение «The Wheels» с «The Beatles»! На определенном этапе перестали играть их песни. Сочинили много своего материала, записали его на студии, постоянно исполняли на концертах (все равно, конечно, перемежая с «TheBeatles»). Но, видимо, это так глубоко проникло в наше сознание, что мы сами не понимали, что играем очень похожую музыку! И композиционная структура песен, и их мелодика напоминали «TheBeatles». И в трио мы также пели. Словом, один и тот же стиль.         

Наталья Риккер: А чего сокрушаться, ведь это ваш альтернативный выбор, начиная с 80-х, когда наступила повальная мода на синтетическое звучание, на «пластмассовую» музыку!       

Владимир Евстифейкин: Тогда нормальным считалось играть «Ласковый май». Это было востребовано. Когда я поступил в Челябинский государственный технический университет (ныне ЮуРГУ. – Н.Р.), на первом курсе у нас образовалась группа – классический гитарный рок-н-ролльный квартет. Я, кстати, в нем тоже играл на барабанах. По воле случая – кто-то из музыкантов заболел – я запел. Это были 1993/94-й годы, сформировался первый состав «The Wheels». До сих пор при встрече с бас-гитаристом Евгением Пустовым мы спорим, кто же придумал название. А искали его исключительно по аналогии и созвучию с «The Beatles». Мы только их и пели. Именно с того времени в Челябинске стали считать, что «The Wheels» – это «The Beatles». Логика, конечно, есть: мы сами «напросились». Да и музыкальный материал отлично подходил для молодой команды. «The Beatles» – это, в первую очередь, энергетика и очень доходчивая музыка, не такая уж сложная в исполнении. Мы никогда не ставили своей задачей играть аутентично, хотели выделить вокальную часть. Ее же в основном люди слушают…

Устав работать на голом энтузиазме, группа «TheWheels» на пару лет прекратила существование, возродившись в конце 90-х, когда в Челябинске возникли ночные клубы. Народ вошел во вкус ночных увеселений. В группу пришел гитарист и автор песен Антон Лапин. Он о-очень большой поклонник «TheBeatles» и Джона Леннона в частности. И его песни близки стилистике позднего Леннона. А раз уж мы принципиально стараемся исполнять свое, то теперь я не вижу смысла перепевать чужие песни. Есть хорошие свои!

Владимир Клинов: Слепое копирование сродни игре. Нарядимся в мушкетеров, я буду Д`Артаньяном. Мне купят гитару Hofner, и я буду Пол Маккартни. До обеда.

Каждый исполнитель и в рок-группе, и в классических академических составах привносит что-то свое. Наш гитарист, играя те же ноты таким же звуком, все равно сыграет не так, как Харрисон. Мне никогда особо не нравилось, как играют «TheBeatles». Их музыка не предполагает виртуозного исполнения.

Мне не симпатично слово «видение». В случае с группой «Live`r`Pool» правильнее сказать «слышание». Наши аранжировки гораздо жестче. И каждый из нас привносит в песни «The Beatles» свои вибрации, эмоции.

Основатель группы, ныне покойный, Олег Игнатов был ритм-гитаристом в том самом школьном инструментальном ансамбле. Вот его точно можно было назвать фанатом «The Beatles». Будучи великолепным вокалистом, он мог петь и в манере Йена Гиллана и Стиви Уандера, работал с легендарной джаз-роковой группой Владимира Батракова «Формула 1», но любил только «The Beatles»! Я сдерживал его фанатизм, чтобы наше творчество не превратилось в копирование со зверским лицом и выпученными глазами. Хотя до сих пор у нас в репертуаре есть песни, без которых не обходится ни одно появление на сцене. Редкий случай, если мы не сыграем «Come Together». Это как не попить кофе утром!

А название группы придумал совершенно посторонний человек. В каком-то клубе мы играли сет, полностью состоявший из песен «The Beatles». Один парень слушал нас, слушал и, изрядно «приняв на грудь», крикнул: «Сплошной Ливерпуль!» Благодаря Валерию Ярушину название прижилось. На «Битловских посиделках» он сказал нам: «Ливерпуль» – это «брэнд»!»

 

По «святым» местам

 

Наталья Риккер: Валерий Ярушин ежегодно со своей группой ездит на фестиваль «The Beatles» в Ливерпуль. «Машина времени» записывала один из своих альбомов в студии на Эбби Роуд. Согласитесь, для битломанов-музыкантов такого рода путешествия – трэнд.

Владимир Евстифейкин: Ни в одном из памятных мест «The Beatles» я, к сожалению, не был. Там, должно быть, есть какая-то атмосфера, которая подействует даже на меня – человека, абсолютно лишенного романтики.

Валерий Сундарев: Я был в Ливерпуле, Саутпорте и еще в каких-то небольших городах, с которыми, по странному стечению обстоятельств, связана история «The Beatles». Так, в Саутпорте, небольшом курортном городке на юго-востоке Англии, состоялись одни из первых их гастролей. Посетил в Ливерпуле музей «The Beatles», прошел по Пенни Лейн, был на месте «Cavern Club». Тогда его снесли, сейчас, говорят, восстановили.

Владимир Клинов: Взяв в руки 35-й Rickenbacker сейчас, я скажу: «Здорово!» Если бы я взял его 30 лет назад! Я превратился бы в седого мальчика с трясущимися руками в предынфарктном состоянии на всю оставшуюся жизнь!

 

Интервью с Маккартни из последнего номера журнала «Helter-Skelter» (октябрь 2014)
6.10.2014

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

О концерте, посвященном 69-летию Пола Маккартни, и не только о нём
1.07.2011

В конце июня в Челябинске прошел концерт-трибьют, посвященный дню рождения Пола Маккартни.

На главную    В начало раздела

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".