Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Настоящий Илья Муромец

Настоящий Илья Муромец
ИГОРЬ СИКОРСКИЙ (1889-1972)
Авиаконструктор, ученый, философ
Текст: Юлия Горячева

 

До революции над просторами России летали по тем временам огромные четырёхмоторные самолёты «Илья Муромец» и «Русский витязь». За штурвалом сидел их создатель, ныне всемирно известный авиаконструктор Игорь Сикорский. Многомоторные самолёты Сикорского в ту пору были самым выдающимся явлением отечественного и мирового авиаконструирования.

В 1913 году во время первых полётов «Русского витязя» (ставшего родоначальником всех многомоторных тяжёлых самолётов в мире) над окрестностями Петербурга преодолевалось расстояние в 100 км. Сегодня перелёты преемников детища Игоря Ивановича Сикорского гораздо масштабнее, в то же время его авторитет в создании тяжёлых многомоторных воздушных кораблей — бесспорен. Что, как подтвердил ряд отечественных телевизионных репортажей, посвящённых недавнему 120-летию со дня его рождения, является предметом нашей национальной гордости.

Родился учёный-авиаконструктор и промышленник Игорь Сикорский 25 мая 1889 года в семье знаменитого киевского психиатра и психолога Ивана Алексеевича Сикорского, в свою очередь вышедшего из семьи бедного сельского священника. В юношестве три года учился в Петербургском морском кадетском корпусе. Там будущий авиаконструктор оканчивает только общий курс: в 1906 году уезжает на родину воздухоплавания, Францию, где полгода учится в знаменитой Технической школе Дювиньо де Ланно. В 1907 году юноша поступает в Киевский политехнический институт и, читая о братьях Райт, много работает в своей импровизированной авиационной мастерской, постепенно начиная осознавать, что авиация может стать делом всей жизни. Старший сын и продолжатель дела всемирно знаменитого юбиляра Сергей Сикорский свидетельствует: «главным шагом отца на пути в авиацию… стали две книги, прочитанные им в 16 лет. Первая — малоизвестная сейчас книга Жюля Верна «Робур-завоеватель». Вторая искра — в Англии нашли старинную кожаную книгу, содержащую рукописи Леонардо да Винчи. Там была одна из его последних работ «Кодекс Атлантикус», где были нарисованные различные помпы, насосы, включая и знаменитый рисунок вертолёта». В 1909 году Игорь Сикорский вновь едет в Париж учиться у известного конструктора и испытателя самолётов Фердинанда Фербера. Вернувшись в Киев, он приступит к самостоятельной конструкторской деятельности.

Его самолётные проекты заинтересовали генерал-майора Михаила Шидловского, возглавлявшего русские авиаотряды и эскадры, бывшего в ту пору руководителем Русско-Балтийского завода. Несмотря на возраст изобретателя (22 года), Михаил Шидловский подписывает с ним контракт на создание самолёта. Вначале это были проекты маленьких истребителей. Вскоре Игорь Сикорский осознаёт, что для России с суровым климатом и огромными просторами крайне необходимо построение четырёхмоторного самолёта. Осенью 1913 года авиаконструктор с помощниками готовит проект. На следующий день авиационной отдел завода начинает строить «Русский витязь». Это случилось всего через девять с половиной лет после полётов братьев Райт! Николай II, повествуют историки, лично осматривал «Русский витязь» и в кабине самолёта в течение получаса беседовал с его создателем. Через неделю царь присылает в подарок изобретателю золотые часы. Впоследствии Игорь Сикорский был награждён орденом Святого Владимира IV степени. Согласно одной из версий, причиной эмиграции Игоря Сикорского в марте 1918 года на британском корабле из Мурманска стало имевшееся ранее покровительство царя. Согласно другой — осознание того, что после развала армии, промышленности и закрытия РБВЗ авиастроение в России не сможет развиваться долгие годы.

В марте 1919 года Сикорский из Франции переезжает в США. Поначалу в Америке Игорь Иванович сильно бедствовал, давая уроки математики и лекции по авиации и астрономии русским эмигрантам в вечерней школе. В 1923 году в бывшем курятнике одной из ферм Лонг-Айленда (Нью-Йорк) авиаконструктор основывает в тесном контакте с русскими инженерами авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, где занимает должность вице-президента. Начало деятельности стало достаточно хлопотным. Основательного первичного капитала нет. Первый самолёт в США был создан Сикорским при помощи пятнадцати русских эмигрантов, жертвенно трудившихся бесплатно. Выдающийся российский композитор Сергей Рахманинов лично участвует в его предприятии, присылает чек на 5000 долларов, что было весьма существенной по тем временам суммой. В архивах сохранилось несколько писем композитора, где он называет Игоря Ивановича Сикорского «настоящим Ильёй Муромцем».

До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. Первый крупный успех Сикорского в Америке связан с самолётом-амфибией S-38 (1928). Его модификации S-42 и S-43 снимались в советском фильме «Волга-Волга». Самолёт-амфибия оказался настолько удачным, что завод получил заказы на 114 таких машин. В 1928 году промышленник перенёс свою деятельность в Стратфорд (штат Коннектикут). Продолжал конструировать самолёты-амфибии и летающие лодки с двумя и четырьмя моторами. При разработке конструкции новых самолётов пользовался советами Ч. Линберга, первым пролетевшим Атлантический океан. В 1939 году авиаконструктор убеждает руководство United Aircraft (ныне United Technologies, в состав которого входит Sikorsky Aircraft), что настало время для вертолёта. Сегодня имя Sikorsky известно всему миру. За заслуги в вертолётостроении основоположник современной мировой авиации и создатель американской вертолётной промышленности получил в США прозвище «мистер вертолёт». В пресс-релизе Sikorsky Aircraft сообщается, что «Сикорский Н-60» — основа будущего вертолётного парка ВМФ США. Так как «ВМС США планируют в течение предстоящих 20 лет закупить до 237 новых вертолётов «Сикорский» MH-60S и 243 MH-60R для замены семи типов вертолётов, которые в настоящее время находятся на вооружении». Сам Игорь Сикорский придавал большое значение вертолётам во время спасательных работ, при перевозке раненых и больных, при распределении гуманитарной и медицинской помощи, в инженерной работах. Благодаря его вертолётам, согласно данным профессора Евгения Александрова, самого авторитетного исследователя вклада русских американцев в историю развития США, спасено более миллиона жизней.

На вертолётах авиаконструктора впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61, 1967) и Тихий (S-65, 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Конструкции «русской фирмы» ценятся чрезвычайно высоко. Больше всего заказов от Pan American. Сикорской создаёт новую компанию — «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн». И, стремясь поддержать соотечественников, в первую очередь набирает туда русских. На новом заводе компании в Стратфорде, где русские построили (в том числе и на средства Сикорского) церковь святого Николая Чудотворца (1942), вместе с главным конструктором трудились братья Глухарёвы, Михаил Бьювид, Николай Соловьёв, Николай Кодров, Николай Лабенский, Георгий Мейер и другие. Из фирмы Сикорского вышли А. Никольский, Н. Александров, В. Гарцев, ставшие впоследствии профессорами крупнейших американских университетов.

Документы и вспоминания соотечественников повествуют, что всемирно известный авиаконструктор был активен в русской общине. Возглавлял толстовское и пушкинское общество. Поддерживал созданное осенью 1923 года Николаем Рерихом и молодым сибирским писателем Георгием Гребенщиковым в селе Чураевка (основано русскими переселенцами в штате Коннектикут) русскоязычное издательство «Алатас». В 1931 году публикует там «Книгу жизни», знаменитую психологическую хрестоматию своего отца, профессора Ивана Сикорского. У самого авиаконструктора есть собственный автобиографический опыт работы: The story of the Winged-S, 1938 и 1957), Recollections and thoughts of a pioneer (1964) и знаменитый «Воздушный путь» (1920), где он кратко анализирует историю воздухоплавания, прогнозирует развитие авиации, и по которой можно судить, «сколь ясным и чётким смолоду был его ум, выверены цели». В отцовской «Книге жизни» опубликованы воспоминания П. Кузьмина, члена первой Государственной думы, рассказывающего, как он с тремя своими товарищами по Государственной думе, М.П. Дмитриевым, И.В. Половцевым и князем П.А. Кильдишевым, принимал участие в установлении по тем временам всемирного рекорда: полёте на высоте 1650 метров на легендарном бомбардировщике «Илья Муромец». Пилотировал самолёт сам Сикорский.

Сикорский состоял почётным членом активного в те годы Русского объединённого общества взаимопомощи в Америке (РООВА) и Общества русских американских инженеров в США. Читал лекции о последних достижениях в области вертолётостроения в обществе «Наука» при РООВА, состоявшем преимущественно из русских крестьян, переселившихся в Америку для заработков и стремившихся к знаниям, в клубе российской молодёжи в Нью-Йорке. Игорь Сикорский всегда пользовался большим авторитетом в русской колонии. Русские американцы знали, что он, как и его отец и дед, много размышляет над проблемами мироздания и пишет богословские работы. Онавторкнигнафилософскиетемы: The invisible encounter (1938), The message of the Lord’s prayer (1942).

В архиве Толстовского фонда (русская эмигрантская благотворительная организация, созданная в Нью-Йорке 15 апреля 1939 года Александрой Львовной Толстой, младшей дочерью Толстого, с целью оказания помощи русским беженцам на территории США и Европы) сохранились документы, подтверждающие, что после Второй мировой войны наряду с другими известными деятелями русской эмиграции — князем С.С. Белосельским-Белозерским, Л.Ф. Магеровским, П.А. Сорокиным, К.Г. Белоусовым — Игорь Сикорский прилагает огромные усилия для спасения русских «ди-пи» (сокращение от англ. «displaced person», «перемещённое лицо»).

В 1938 году прославленному авиаконструктору было доверено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия крещения Руси. Ссылаясь на Фёдора Достоевского и Владимира Соловьева, их не менее знаменитый соотечественник напутствовал: «Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперёд».

В 1951 году президент Г. Трумен вручил прославленному авиаконструктору от имени вертолётной промышленности приз Colliers. Именем Сикорского в Бриджпорте (шт. Коннектикут) назван аэропорт. Существует Исторический архив имени Сикорского The Igor Sikorsky Historical Archives. За свои труды изобретатель удостоился 109 наград, благодарственных грамот, дипломов и почётных членств. В частности, был награждён почётной медалью Джона Фрица «За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук в области авиации». Такая награда была присуждена всего двум людям — Орвиллу Райту и ему. В США имя Сикорского наряду с именами Эдисона, Бема, Ферми, О. и У. Уйтов, Пастера включено в Национальный зал славы изобретателей. Авиаконструктор получил немало почётных докторских званий, почётных членств в научных и технических обществах США и Европы. Был лауреатом премий по авиации, в том числе премии им. Сильвануса Альберта Рида (1924) от Института авиационных наук в Нью-Йорке, медали им. Дениэла Гутгенхейма (1951), премии им. Элмера Сперри (1964), Премии национальной обороны США (1971). Награждён президентом Л. Джонсоном Национальной медалью за научные достижения. В 1988 году Почтовое ведомство США выпускает авиационную марку достоинством в 36 центов с портретом Сикорского, изображением наиболее популярного из его вертолётов VS-300 и надписью «Igor Sikorsky».

Надпись на надгробии Игоря Сикорского на кладбище св. Иоанна в Стратфорде гласит: «Редко когда мечты дальновидного человека воплощаются в действительности. Ещё реже дальновидный человек приносит благо другим, осуществляя своё призвание. Таким человеком был Игорь Иванович Сикорский, пионер воздухоплавания, отец вертолёта, изобретатель и философ».

Источник: chaskor.ru

 

11.01.2012

У токаря Владимира Осипова особые отношения с минутами и секундами. С тем, что другой делал бы несколько дней, он управляется за смену. Сказываются профессионализм, умение анализировать, смекалка. А еще – присущая ему фантазия.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".