Художник двух континентов
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».
Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Там же, в Казани, окончил художественную школу. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Знание первоклассных образцов классического искусства, высочайший уровень натурного рисунка, мастерское владение всей палитрой художественных средств заложены в нем именно в то время.
В автобиографии художник вспоминает особое отношение наставника Ильи Репина: «Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой». Переняв от знаменитого учителя манеру широкого свободного мазка, художник развивает самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. «Цель мастера живописца, - отмечает Фешин, - заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их… Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.
В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские). Он совмещает различные обязанности: обучает живописи и рисунку, руководит натюрмортным и натурным классами, организует выставки. В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника. В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии. Художник создает сюжетные картины с изображением трудовых будней провинциальной жизни, пишет камерные портреты, занимается резьбой по дереву. Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири. Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену.
В 1910 году работы Николая Ивановича Фешина были впервые выставлены в Питсбурге, США, где заслужили высокую оценку. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского <…> пожал полный триумф». С 1910 года и до начала Первой мировой войны Фешин был постоянным участником выставок в питсбургском Институте Карнеги. Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) - были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили, и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913), интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914).
Осенью 1916 года Николаю Фешину, единственному из художников российской периферии, было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств – высшее признание таланта и художественных заслуг дореволюционной Россией.
В послереволюционное время, с 1920 по 1923 год Фешин исполняет обязанности заведующего учебной частью Казанской художественной школы. Он уделяет много внимания организации учебного процесса. Николай Иванович отрицает шаблонные методы в педагогике. В составленной им программе позиция учителя художественной школы сформулирована следующим образом: «Прежде чем допускать вновь посвященных к готовым, выработанным веками, может быть и совершенным формам искусства, надо им дать окрепнуть, высказать без помехи свое индивидуальное кредо. Никаких искусственных пособий, начинающий должен черпать форму у себя и у природы, ибо подставлять готовый опыт или готовую форму – это значит посягать на естественный ход развития его мысли». В это же время художник разрабатывает по заказу Казанского отдела народного образования типовые декорации для рабоче-крестьянских театров, оформляет постановку оперы «Кармен» для местного оперного театра. Получает заказы и работает над портретами Карла Маркса, Владимира Ленина, наркома просвещения Луначарского. Смена акцентов в творческой деятельности постепенно приводит к потере интереса к участию в ограничении и соподчинении искусства пропагандистским целям. Он жалуется на бесполезную трату времени и стесненность творческой свободы. Возникают мысли об эмиграции…
Фешин покидает Россию в 1923 году. В том же году проводит персональную выставку в Художественном институте Чикаго и участвует в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее. Его сразу признали и публика, и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д.Д. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других.
Отъезд Фешина в США был во многом подготовлен влиятельным американским коллекционером Уильямом С. Стиммелом, приобретшим еще до революции несколько работ Фешина. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. Согласно данным официальной статистики голод охватил 37 российских губерний общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов.
Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration. Американская администрация помощи, возглавляемая Г. Гувером, была создана распоряжением президента Вудро Вильсона для выполнения принятого в 1919 году сенатом США Закона о помощи Европе, пострадавшей в годы первой мировой войны. В публикации В.Т. Макарова, В.С. Христофорова «Новые данные о деятельности американской администрации помощи (АРА) в России» сообщается об обращении Максима Горького (с ведома российского правительства) через посредничество г-на Гувера к Американскому Народу (следует принять во внимание, что дипломатических отношений между нашими странами еще не было) за помощью голодающим и больным, в особенности для детей в охваченных голодом губерниях России. Эта организация сыграла большую роль в облегчении участи россиян во время Поволжского голода 1921-1923 гг. В пик активности на АРА работало 300 американских и тысячи российских граждан, набиравшихся американской стороной по своему усмотрению. За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн. долларов.
Позже, в своей американской биографии Фешин расскажет об ошеломляющем эффекте, произведенном в Казани в 1921 году приездом американских специалистов, призванных помочь голодающим. У художника была возможность встретиться с несколькими членами APА, чтобы написать их портреты. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей, или 50 долларов за каждый». Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации.
Получив ответное письмо от Фешина (через посредничество АРА) Уильям Стиммел вместе с коллегой по страховому бизнесу – коллекционером Джеком Хантером (в 1922 году в его коллекции было 14 произведений Фешина) взялись за осуществление переезда художника в США. Большую роль в хлопотах по подготовке необходимых для въезда в страну документов сыграл Хантер, в свою очередь обратившийся за помощью в этом вопросе к Стивену Дж. Портеру, председателю Комитета по иностранным делам.
Благодаря усилиям Стиммела и Хантера адаптация Фешина к американской жизни была успешной. В частности, они представили художника мистеру Харшу, директору Института искусств в Чикаго и помогли с организацией персональной выставки и изданием каталога работ с предисловием известного американского критика Кристиана Бринтона.
На наш взгляд, глубокое понимания полифонического мастерства и сути творчества Николая Фешина великолепно демонстрирует американский исследователь Мэри Нельсон Балкомб, подчеркнув в статье журнала «Наше наследие»: «Фешин утверждал нечто общее в подходах к живописи между русскими иконописцами, импрессионистами и художниками – абстракционистами и использовал их подходы в своем творчестве…».
Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. И тогда Мэйбл Додж Люхан - основательница знаменитой колонии Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мехико. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде; привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой, исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». («Николай Фешин и Таос. Новые материалы». Сб. «Зарубежная Россия 1917-1945»).
Здесь Фешин встретил много уже известных и ставших в будущем известными людей. Он дружен с художниками Л.Гаспаром (выходец из России), Джорджией О’ Кифф, писателем Д.-Х. Лоуренсом, поэтессой Эллой Янг, фотографом Полом Страндом. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Именно в Таосе своеобразие художника раскрылось не только в живописи, но и рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре.
В Таосе одним из самых интересных мест является Пуэбло, городок, построенный индейцами в шестнадцатом веке. В нем художник находит героев новых полотен. Русский живописец настолько пришелся по душе индейцам, что ему даже позволяли быть очевидцем некоторых религиозных церемоний, в течение столетий строго охраняемых от чужых глаз. Считается, что фешинские рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей духа земли».
Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США), изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г.г. , Eiterljorg Museum of American Indians and Western Art, Индианаполис), рисуночные портреты индейцев. Именно благодаря этим работам Фешин вошел в общий контекст Таосской художественной колонии. В тоже время было бы преувеличением считать, что сильные работы художника связаны исключительно с индейской и испанской культурой. Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов».
В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Стены в таких зданиях обычно достигают семидесяти сантиметров в толщину, что делает дома защищенными от очень высоких дневных температур. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. Многие из дверей имеют кожаные фрагменты.
Собственный дом художника – самостоятельная тема в русском и европейском искусстве конца XIX – первой трети XX века. Вспомним дом Виктора Васнецова в Москве, Поленова на Оке… Знамениты и международные примеры - усадьба Клода Моне в Живерни, Огюста Ренуара в Ле Коллетт, Поля Сезанна в О-э-Прованс, дом Сальвадора Дали в Фигеросе. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» - белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. В тоже время «облик дома предлагает нам совершенно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». С 2002 года в доме художника в Таосе расположился Таосский музей искусств, и теперь экспонируется коллекция живописи местной колонии художников начала XX века.
В 1933 году, после развода с женой Александрой (совершенного по ее инициативе из-за увлечения местным поэтом и издателем Спадом Джонсоном) художник и их дочь Ия (которая предпочла быть с отцом) проводят зиму в Нью-Йорке. Затем переезжают в Лос-Анджелес, где в течение последующих двадцати лет художник экспонировался на выставках Stendahl Galleries. В конце 1930-х путешествует по Мексике, побывал в Японии и на Яве, что нашло отражение в его позднем творчестве. При этом всю оставшуюся жизнь Фешин обращался к таосским мотивам.
Художник умер во сне 5 октября 1955 года. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). На родине художника с уважением и большим интересом отнеслись к его творческому наследию: в Музее изобразительных искусств Татарии в Казани открыта постоянная экспозиция. О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. На сайтах интеллектуальных центров – библиотек Казани содержится развернутая и полезная информация о талантливом земляке; в рамках школьного предмета «мировая художественная культура» проводятся занятия по теме «Фешин – художник двух континентов». Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США. В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г.П.), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника.
В США Николая Ивановича Фешина называли «русским американцем». «Русские американцы» - художники, среди которых, выдающийся русский портретист Михаил Вербов, завоевавшие широкое признание Николай Черкасс, братья Лазухины, Владимир Шаталов, Владимир Одиноков, представительница младшего поколения - Елена Золотницкая, неизменно подчеркивали свое восхищение личностью и творчеством художника.
На Родине о жизни и творчестве американского художника с русскими корнями и великой русской школой узнали только в последние два десятилетия. Возможно, поэтому, подводя итоги жизненного пути, Николай Иванович с грустью признавался в своем одиночестве. «Я часто думаю о прожитом, – писал он, – и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Источник: chaskor.ru