Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Александр I и золотой «Подкидыш»

Александр I и золотой «Подкидыш»
ВАЛЕРИЙ ЕРЕМИН
Журналист

11 июня россияне будут отмечать 400-летие Дома Романовых. Хотя Миасс до революции назывался даже не городом, а заводом, российские императоры XIX века хорошо знали о нем – как о поставщике золота для государевой казны.

А царь Александр I не только побывал на миасской земле, но и изрядно потрудился на руднике, названном в его честь. Было это 23 сентября 1824 года. Напомним об этом знаменательном для Миасса дне, открыв статью Владимира Федорищева «Подлинная история золотого самородка «Подкидыш» в книге «Мой приветливый город Миасс». Автор в свою очередь ссылается на изыскания историка Наркиза Чупина, книгу миасского краеведа Василия Морозова, очерк дореволюционного публициста Петра Падучева.

Исследователи расходятся во мнении, кто же нашел огромный самородок весом 8 с лишним фунтов – царь или один из рудокопов. Был ли он подброшен Александру I, взявшемуся лично копать песок, угодливым начальством прииска?

Архивные документы свидетельствуют: за несколько часов до прибытия императора на Царево-Александровский рудник самородок отыскал мастеровой Дементий Петров. Об этом было сообщено государю, он, порадовавшись удаче рабочего, потребовал кайло и лопату, чтобы самому «попытать счастья». И собственноручно накопал 22 пуда золотоносного песка, из которого намыли 60 золотников желтого металла. Затем, покидая рудник, велел выдать счастливцу, нашедшему самородок, 500 рублей, а его товарищам, работавшим в том же забое, – по 50 рублей, предоставить им три выходных дня. Премиальных удостоились и другие рабочие прииска. Горному же начальнику Степану Татаринову государь пожаловал орден Анны 2-й степени.

Горный начальник приложил большие старания, чтобы сохранить память о посещении императором Южного Урала. Его намерение было широко поддержано в округе, в том числе простым народом, осчастливленном визитом помазанника Божьего. Сначала на месте работы Александра I поставили каменную пирамиду с двуглавым золоченым орлом на вершине и с надписями по бокам. Песок, добытый царем, был уложен в ящик и вместе с инструментом, которым он трудился, отправлен в Златоустовский арсенал. В 1850-1851 годах памятник перестроили. Он стал представлять собой украшенную каслинским литьем колонну на пьедестале. Венчал ее бюст самодержца всероссийского. К пьедесталу крепились чугунные плиты с памятными надписями.

Так как это низменное место, памятник поставили на небольшое каменное сооружение, ставшее мини-музеем. В нем экспонировались кайло и лопата, коими император накопал 22 пуда золотосодержащего песка, и сам песок в ящике. Там же находилась книга, в которой высокопоставленные посетители оставляли отзывы. Об этом рассказала миасский краевед Галина Наумова.

- При советской власти в 20-е годы памятник разрушили, колонну утопили в болоте, – поведала Галина Михайловна. – Сейчас это место в поселке Ленинск никак не обозначено. Зато на месте, где было найдено первое миасское золото, бывший директор краеведческого музея Николай Мигун с помощью меценатов поставил мраморную глыбу в честь 200-летия золотодобычи в Миасской долине. Недалеко от этого камня и стоял когда-то памятник императору Александру I, посетившему «свой прииск», как он выразился.

В краеведческом музее можно увидеть фотографию памятника. Сотрудники обнаружили ее в музейных фондах случайно. На стене под ней помещены две плиты с основания монумента. Любопытна история их появления в музее.

- Первую, с атрибутами царской власти, жители Ленинска принесли примерно в 1935 году, – рассказала краевед. – Но они не знали, откуда эта плита. Лишь в 1984 году, когда принесли вторую, нам, работникам музея, удалось выяснить, что обе эти находки с разрушенного памятника императору. На второй плите значится: «Государь Император Александр I соизволил добыть своими державными руками золотосодержащих песков 22 пуда. 1824 года сентября 23 дня». Удивительно вот что. Эту плиту принес житель Ленинска, перестраивавший у себя дома печь. Как он рассказал, сторона с надписью была направлена внутрь печи, спрятана от людских глаз. В городском архиве Златоуста мы нашли описание памятника, сделанного умельцами Златоустовского завода. На нем было четыре плиты. На одной из них сообщалось о золотом самородке, найденном на том месте, где копал царь Александр I.

Источник: mediazavod.ru

 

Экскурс в "пищевое прошлое" России
9.10.2012

"Читаешь в дореволюционной прессе о бесчисленных случаях пищевых отравлений и ловишь себя на мысли: как вообще народ выживал, если законодательство не оберегало население от преступников-пищевиков?! "

21.01.2012

Для детей 12-13 лет:
* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Лес в лучшую свою пору.
* Дедушкин садик.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".