Сергей Жатков: этапы творчества
Каталог выставки можно скачать внизу этого материала.
По словам самого Сергея Жаткова, его творчество делится на три этапа. Первый период – это непосредственная фиксация действительности, во время которой фотографу важно запечатлеть всякий, с его точки зрения, важный момент действительности. Такой период можно назвать «этапом фотодокумента». В это время автору не столь важен результат съемки, сколько сам процесс фотографирования. Конечно, такая работа не простое «щелканье затвором», интерес к определенному моменту действительности возникает не случайно, и многие снимки становятся хорошими образцами репортажа, социальной или же жанровой фотографии. Кроме того, в нем нет элемента постановки, это произведение – скорее выбранный интересный, с точки зрения автора, элемент окружающего мира.
Второй этап – не простая фиксация действительности, а выбор среди фрагментов реальности отдельных элементов и их переработка – как внутренней эстетической необходимостью, вкусом, интуицией фотохудожника, так и собственно компоновкой готового снимка. Это также период творческих поисков, выработка авторского почерка в фотоискусстве. Произведения С.И. Жаткова в это время сложно отнести к какому-то определенному фотографическому направлению или течению: в некоторых снимках угадываются черты фотоабстракционизма, другие, созданные посредством фотомонтажа, можно отнести к фотографическому сюрреализму. И по-прежнему они – не что иное, как стремление передать свои собственные впечатления от мира, попытки преобразовать его, показать то, что не видно человеческому глазу.
Особое место в творчестве фотохудожника занимают портреты в технике фотомонтажа, когда на одном снимке автор совмещает несколько кадров. Ранний пример такого рода портрета появляется в 1979 году – произведение «Никто», в котором, благодаря наложению нескольких кадров, создается фантасмагорический образ мужчины, растворяющегося в пространстве. Более поздние фотографии передают внутреннее состояние портретируемого, его мысли, историю и взаимосвязь с другими людьми. Произведения «Из камня» (1985), «Гурам» (1986) представляют собой снимки, состоящие из наложенных друг на друга кадров, один из которых является портретом, а другой – фотографией фактурного материала (камня, кирпичной кладки и т.д.). Такой прием создает уже не просто фотопортрет человека, а образ, показывает внутреннее состояние героя.
Третий этап творчества С.И. Жаткова начинается в конце 80-х годов. Фотограф осмысливает себя как художника-демиурга, создающего свой собственный мир, но, чего не избежать документирующему искусству фотографии, – из элементов реального мира. На этом этапе большое место в творчестве начинают занимать постановочные фотографии, многие снимки подвергаются серьезной последующей обработке. Постановочные произведения, носящие картинный характер, интересны с точки зрения сюжета и имеют большое количество используемых композиционных приемов. Особенно примечательны фотопроизведения «Третье пришествие» (1990) и «Гамлет» (1992). Эти снимки отличаются современной, постмодернистской трактовкой. «Третье пришествие» - фотоколлаж, в котором у каждого элемента композиции – свой сюжет, а вместе они создают, на первый взгляд, бессмысленную историю. Но при этом все герои связаны между собой. Помещенные в интерьер руин, они образуют несколько групп, и композиция создается из уходящих диагонально и резко сокращающихся в перспективе линий, на точке схода которых – фигура сидящего странника – мессии, сосредоточия происходящего действа. Все люди, изображенные на снимке, так или иначе взаимодействуют с ним: одни словно выстроились в очередь за благословлением святого, другие, получив свое, спокойно беседуют, не замечая происходящего, третьи – отстраненно о чем-то размышляют. Вполне справедливо сказать, что именно с этих снимков начинается новый этап творческого пути С.И. Жаткова. Другое направление на этом новом этапе – абстрактное фотоискусство, в произведениях которого презентованы не конкретные предметы, а вырванные из контекста своего бытования и детализированные вещи, переставшие быть сами собой, но ставшие элементами беспредметных произведений.
В новейшей истории главенствует уже цифровая фотография. Черно-белая фотография с ее условностью становится редкостью. С.И. Жатков не только не отстал и в этом начинании, но создал работы, на которых учатся, которым подражают. Рекламная и стоковая фотография, на которой по велению времени имеют возможность зарабатывать фотографы, заняла свое место в творчестве мастера. В экспозиции выставки раздел рекламной фотографии (четыре работы) размещен в окружении фотографии стоковой. По замыслу организаторов выставки такое размещение работ должно ассоциироваться со значком известного разработчика программ – Windows, как символа современной компьютерной действительности.
В рекламе «работают» свои законы фотографии. Чтобы рекламная фотография заняла высокое место в рейтинге, требуется точное владение законами композиции и чувство меры, знание коньюктуры рынка и оригинальность. В стоковой фотографии, как и в «классической» рекламной, не бывает серьёзных драм, всё безоблачно-солнечно-оптимистично, узнаваемые черты персонажей – улыбка и красота, молодость и дружелюбность, открытость и легкость. Стоковая фотография отличается от рекламной зачастую лишь тем, что в рекламной фотограф знает, что и для каких целей снимает, а в стоковой – работа ведётся на анонимный товар.
Цифровая фотография открыла перед фотохудожниками новые горизонты. Удачный кадр отчасти потерял свою ценность, поскольку технически «поймать» его стало легче, а возможности последующей компьютерной обработки изображения стали практически безграничны. Теперь художественная воля в фотографии ничем не ограниченна и приблизилась по возможностям воплощения к живописи. Впечатляюще иллюстрирует это положение серия фотографий «Хазарский словарь» («Образы прошлого»), насыщенная фактурами, образами, смыслами, ассоциациями. Серия демонстрирует творческий потенциал и кредо автора – умение заложить в работу удивительные черты действительности, соединить противоречивые, иногда несовместимые явления и образы, поставить неразрешимые вопросы.
Выставка не подводит итоги деятельности выдающегося фотографа. Она – очередной взгляд на творчество, на соединение видимого и незримого…
А.В. Разуев, преподаватель кафедры
искусствоведения и культурологии ЮУрГУ, куратор выставки
Т.С. Чиняева, бакалавр искусствоведения