"Любовь и есть самая главная ошибка..." (Об одной картине Стаса Шляхтина)
Я знаю, что тайна без разгадки не бывает. Но тайну между мужчиной и женщиной пытались разгадать многие. Потому что отношения между ними настолько многогранны, что человеческому разуму понять их глубину не под силу. Но все равно один правильный вопрос нас приближает к разгадке. Кто может задать этот вопрос? Человек, приблизившийся к разгадке. Люди обычно съедают то, что им дают. И лишь малая их часть задает вопросы. Незнание не равносильно не пониманию. А мы только находимся в начальной стадии понимания отношений между мужчиной и женщиной. В этом красота и величие этих отношений.
И каждый зрелый художник берет на себя ответственность задать самый насущный и важный вопрос жизни. И чем глубже вопрос, тем труднее на него ответить, тем плодотворнее творческая работа души. Поэтому только большие произведения нас захватывают, казалось бы, врасплох и на всю жизнь.
Не знаю, как Стас назовет эту картину, но я вижу в ней мощный накал чувств, и не вижу здесь победителя. Эти двое, с одной стороны, уверены в себе, а с другой – чувства ими играют, о чем они сами не догадываются.
Мужчина, проявляющийся из темноты, небрежно дымящий трубкой, совершенно уверен в своей победе. Почти демон, белоснежный воротничок которого сочетается вроде бы с безгрешной белизной лица женщины. Но воротничок – это обманка, на которую можно лишь завлечь. Он уверен, что все ему дозволено и все можно. Его фигура статична, таков и характер. А жизнь, существует во времени, поэтому он обязательно останется позади. Поэтому явно с динамикой женской натуры он потерпит мучительное поражение. Ему ее не догнать.
Но и она не победительница этого сражения. Она вроде бы склонилась к нему. Белоснежное лицо, обрамленное волосами ночи, из которой она появляется, противопоставлено черному человеку. Эта женщина полна чувствами и противоречивыми желаниями. Поэтому ее правая грудь изображена голубым холодным цветом, а левая – теплым желтым. Здесь три родных врага: душа борется с сердцем, а сердце с умом. Поэтому две груди и лицо изображены в борьбе цветов: белый, голубой и желтый. Если смешать эти три цвета, что у вас получится? Зеленый. Изумрудный – невинный цвет оживания природы.
Но эта женщина все равно не сможет справиться со своими чувствами. Если посмотреть на низ ее живота, там идет борьба цветов, борьба чувств. Вулкан, которым она не способна управлять. Сине-красная лава просто выливается из этого вулкана. Она не умещается в ней, она не умещается в картине, и вряд ли найдется пространство, способное уместить человеческое желание любить и быть любимой. И она сама понимает, что не способна удержать в себе то, что испытывает.
Но самая главная трагедия заключается в другом. Лоза может обвить ствол дерева, но не наоборот. Это видно в их фигурах. И эта женщина, кажется, начинает понимать это. Она уже вынула для него свое сердце, которое находится в ее левой руке, и спрашивает: а для кого? Причем вынула не слева, а справа, пропустив боль через всю свою грудь и душу, где видна кровоточащая рана.
И сердце на гребне красно-синей волны чувств то ли давит на нее, стараясь успокоить девятый вал, то ли наоборот хочет подняться еще выше, до той самой высоты волшебного полета, когда начинает казаться, что в любви не бывает ошибок, потому что любовь и есть самая главная ошибка. Но ради нее не жалко отдать жизнь.