Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Александр Пурик. Метаморфозы Духа (керамика)

 

Из интервью с Александром Пуриком:

А могли бы вы рассказать о своих работах, представить их? Всегда интересно, совпадает ли твое видение с видением автора.

– Если хотите, могу сделать краткий обзор. Есть среди этих работ совсем давние, то, с чего я начинал, есть и новые. Если обратиться к рельефным композициям, то что-то мне подсказывал материал, что-то – моя фантазия.

Рельеф «Ожидание», 1989 г. Молодая семья. Рельеф выполнен в виде дома, которого у этой семьи ещё нет. Здесь всё условно: персонажи сосредоточены в себе, дерево – символ жизни. В его кроне – кукушкой в настенных часах – ребёнок… Лёгкая работа. Для меня она стала каким-то откровением. Я не рисовал эскиза. А просто стал лепить, и возникли образы, которые мне оставалось решить до конца. Глина сама подсказывает.

Иногда подсказывает тема. Например, была тема «музыка». Как изобразить музыку? Каким образом подать эту тему, через свое личное, или через увиденное?

Рельеф «Музыка», 1989 г. Это то, что получилось в результате. Музыкант в состоянии медиума. Есть какой-то ритм и ассоциации с городским пейзажем, и  природные рельефы, холмы, какие-то элементы космоса.

Композиция «Знаки» готовилась для зональной выставки в 1989 году. Одна из первых серьёзных работ. Идея возникла при освоении технологии изготовления керамических сосудов, так называемой текстильной керамики. Эта технология позволяет с помощью пласта создать объемные изделия. А в пласт можно вложить какую-то информацию. Вспомним шумерскую клинопись.  Использовал шамот и гончарную терракотовую глину.

«Материнская нежность». Фигура матери пластическим языком передает атмосферу нежности, любви, в которой находится ребенок в первые годы жизни. Название к работе мне подсказала Е.А. Шипицына.

«Музыканты». Здесь тоже раскрывается тема музыки. Условные фигуры доколумбовой Америки. И сам пласт решён из случайных элементов, нитей и их переплетений, создаёт лёгкий образ музыки.

«Космос» – в этой работе отражена тема метаморфозы. Первая моя выставка так и называлась – «Метаморфозы». Керамика позволяет простыми средствами изменить привычный образ. Здесь космос открывается не только вовне, но и вовнутрь человека. И решение образа керамическим языком оказывается философским. А вверху элементы внешнего космоса. Космос внешнего и внутреннего мира человека.

Декоративная тарелка «Солнечный лик». Это тоже результат процесса освоения различных технологий. С помощью техники фактурного пласта и элементов (жгутиков, различных деталей) создается образ. Рождаются ассоциации с вышивкой, орнаментом, силуэтом лица.

Декоративная тарелка «Полёт». Работа подсказана пластикой, она сделана из одного пласта. Фигура птицы – продолжение женской фигуры, рождает поэтическую ассоциацию с полётом «во сне и наяву». Фоновая графическая композиция развивает эту тему (то ли день, то ли ночь).

Светильник «Тысяча и одна ночь» был на Российской выставке. Здесь рождена тема Востока. Сосуд напоминает здание, и в то же время некий замкнутый мир. Женские фигуры вокруг. Опять космос. Перекликается с нашими славянскими образами: конёк на крыше, скаты крыш, как крылья. И сам крестьянский дом как космическая колесница.

Ещё одна декоративная композиция – «Метаморфозы духа», 2001 г. Это и процесс появления из космоса фигуры, и поглощение космосом фигуры. Единство процесса и образа. Выполнена на гончарном круге из одного гончарного пласта, из него же вылеплена фигура. Попытка объяснить необъяснимое языком керамики.

Первая моя большая работа – композиция «Лирика». Двойные лики. Полярность и единство. Это решение явилось для меня откровением – пластический образ, открывающий новую систему координат.

«Райская птица» – продолжение темы. Здесь тоже парные лики. Это и птица, и женщина.

«Надежда» – не академическая скульптура. Эта работа выполнена в технике формальной композиции. Я тогда изучал работы прогрессивных скульпторов. Мур, Цадкин, Бранкузи вдохновили меня. Она необычная, и по-новому открывает пластику и человека в мире. Мне нравится, когда скульптура заставляет думать, будит какие-то чувства.

Работа «О чем поёт ночная птица», 2004 г. Полуабстрактная фигура. Сочетание фигуры и крыла, ладони и птицы. Вызывает ассоциации: полёт, птица, человек, космос.

«Старый Челябинск», большой интерьерный рельеф. В этой работе сделал попытку передать атмосферу дореволюционного города. Изучал старые фотографии, пытался мысленно представить, как эти улицы могли выглядеть в то время. Фигурки лошади, ярмарочные персонажи выполнил съемными, чтобы их можно было менять. В настоящее время сделал бы по-другому.

«Реализация образа». Это почти автопортрет. Есть некоторое портретное сходство. Работа сделана из шамотных пластов, окрашена с помощью оксидов.

«Стремительная фигура». Лунный лик. Космическая композиция. Чем-то напоминает богиню Нику. Это попытка создать сложную композицию. В ней несколько надуманные соединения пластов. Для этой работы я делал несколько эскизов.

«Колыбельная». Продолжение космической темы. Решение более условное, геометрическое, минимум цвета, лаконизм – пластический минимализм.

Это уже недавняя работа – «Поиск форм». Сделана из гончарных форм. С одной стороны, здесь представлены мастера-гончары, изготавливающие гончарные сосуды. Но с другой стороны, их фигуры, в свою очередь, напоминают сосуды в процессе изготовления. Образ человека в мире. Человека, который, преобразуя мир, преобразуется сам.

Композиция «Рождество». У меня было много вариантов. Но получилась вот такая композиция из трех женских фигур. Синтез темы материнства и темы космоса.

 

Галереи

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".