Александр Пурик. Метаморфозы Духа (керамика)
Из интервью с Александром Пуриком:
– А могли бы вы рассказать о своих работах, представить их? Всегда интересно, совпадает ли твое видение с видением автора.
– Если хотите, могу сделать краткий обзор. Есть среди этих работ совсем давние, то, с чего я начинал, есть и новые. Если обратиться к рельефным композициям, то что-то мне подсказывал материал, что-то – моя фантазия.
Рельеф «Ожидание», 1989 г. Молодая семья. Рельеф выполнен в виде дома, которого у этой семьи ещё нет. Здесь всё условно: персонажи сосредоточены в себе, дерево – символ жизни. В его кроне – кукушкой в настенных часах – ребёнок… Лёгкая работа. Для меня она стала каким-то откровением. Я не рисовал эскиза. А просто стал лепить, и возникли образы, которые мне оставалось решить до конца. Глина сама подсказывает.
Иногда подсказывает тема. Например, была тема «музыка». Как изобразить музыку? Каким образом подать эту тему, через свое личное, или через увиденное?
Рельеф «Музыка», 1989 г. Это то, что получилось в результате. Музыкант в состоянии медиума. Есть какой-то ритм и ассоциации с городским пейзажем, и природные рельефы, холмы, какие-то элементы космоса.
Композиция «Знаки» готовилась для зональной выставки в 1989 году. Одна из первых серьёзных работ. Идея возникла при освоении технологии изготовления керамических сосудов, так называемой текстильной керамики. Эта технология позволяет с помощью пласта создать объемные изделия. А в пласт можно вложить какую-то информацию. Вспомним шумерскую клинопись. Использовал шамот и гончарную терракотовую глину.
«Материнская нежность». Фигура матери пластическим языком передает атмосферу нежности, любви, в которой находится ребенок в первые годы жизни. Название к работе мне подсказала Е.А. Шипицына.
«Музыканты». Здесь тоже раскрывается тема музыки. Условные фигуры доколумбовой Америки. И сам пласт решён из случайных элементов, нитей и их переплетений, создаёт лёгкий образ музыки.
«Космос» – в этой работе отражена тема метаморфозы. Первая моя выставка так и называлась – «Метаморфозы». Керамика позволяет простыми средствами изменить привычный образ. Здесь космос открывается не только вовне, но и вовнутрь человека. И решение образа керамическим языком оказывается философским. А вверху элементы внешнего космоса. Космос внешнего и внутреннего мира человека.
Декоративная тарелка «Солнечный лик». Это тоже результат процесса освоения различных технологий. С помощью техники фактурного пласта и элементов (жгутиков, различных деталей) создается образ. Рождаются ассоциации с вышивкой, орнаментом, силуэтом лица.
Декоративная тарелка «Полёт». Работа подсказана пластикой, она сделана из одного пласта. Фигура птицы – продолжение женской фигуры, рождает поэтическую ассоциацию с полётом «во сне и наяву». Фоновая графическая композиция развивает эту тему (то ли день, то ли ночь).
Светильник «Тысяча и одна ночь» был на Российской выставке. Здесь рождена тема Востока. Сосуд напоминает здание, и в то же время некий замкнутый мир. Женские фигуры вокруг. Опять космос. Перекликается с нашими славянскими образами: конёк на крыше, скаты крыш, как крылья. И сам крестьянский дом как космическая колесница.
Ещё одна декоративная композиция – «Метаморфозы духа», 2001 г. Это и процесс появления из космоса фигуры, и поглощение космосом фигуры. Единство процесса и образа. Выполнена на гончарном круге из одного гончарного пласта, из него же вылеплена фигура. Попытка объяснить необъяснимое языком керамики.
Первая моя большая работа – композиция «Лирика». Двойные лики. Полярность и единство. Это решение явилось для меня откровением – пластический образ, открывающий новую систему координат.
«Райская птица» – продолжение темы. Здесь тоже парные лики. Это и птица, и женщина.
«Надежда» – не академическая скульптура. Эта работа выполнена в технике формальной композиции. Я тогда изучал работы прогрессивных скульпторов. Мур, Цадкин, Бранкузи вдохновили меня. Она необычная, и по-новому открывает пластику и человека в мире. Мне нравится, когда скульптура заставляет думать, будит какие-то чувства.
Работа «О чем поёт ночная птица», 2004 г. Полуабстрактная фигура. Сочетание фигуры и крыла, ладони и птицы. Вызывает ассоциации: полёт, птица, человек, космос.
«Старый Челябинск», большой интерьерный рельеф. В этой работе сделал попытку передать атмосферу дореволюционного города. Изучал старые фотографии, пытался мысленно представить, как эти улицы могли выглядеть в то время. Фигурки лошади, ярмарочные персонажи выполнил съемными, чтобы их можно было менять. В настоящее время сделал бы по-другому.
«Реализация образа». Это почти автопортрет. Есть некоторое портретное сходство. Работа сделана из шамотных пластов, окрашена с помощью оксидов.
«Стремительная фигура». Лунный лик. Космическая композиция. Чем-то напоминает богиню Нику. Это попытка создать сложную композицию. В ней несколько надуманные соединения пластов. Для этой работы я делал несколько эскизов.
«Колыбельная». Продолжение космической темы. Решение более условное, геометрическое, минимум цвета, лаконизм – пластический минимализм.
Это уже недавняя работа – «Поиск форм». Сделана из гончарных форм. С одной стороны, здесь представлены мастера-гончары, изготавливающие гончарные сосуды. Но с другой стороны, их фигуры, в свою очередь, напоминают сосуды в процессе изготовления. Образ человека в мире. Человека, который, преобразуя мир, преобразуется сам.
Композиция «Рождество». У меня было много вариантов. Но получилась вот такая композиция из трех женских фигур. Синтез темы материнства и темы космоса.