Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

В гостях у Достоевского

В гостях у Достоевского

 

Челябинский Новый художественный театр побывал в Старой Руссе на фестивале спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского и вернулся с наградой за лучший спектакль.

Старая Русса… Уже в самом названии какая-то древняя тихая грусть. Говорят, что это место даже старше соседнего Великого Новгорода. И еще это город Достоевского. Именно здесь он заканчивал «Бесов», написал «Братьев Карамазовых».

Ходишь по острым камням брусчатки, помнящим, вероятно, его шаги и думаешь: вот в таком доме мог чудить старик Карамазов, из такого дворика Митя залезал в окно, а вот в таком доме, с балкончиком, могли проживать небедные Хохлаковы, а вот тут… Стоп. А здесь жил он сам – создатель этих образов. Сейчас в этом красивом доме с зелеными стенами Дом-музей Федора Михайловича Достоевского. И спокойная провинциальная архитектура русского XIX века кажется такой умиротворяющей!

Приехали мы сюда на уникальный театральный фестиваль, который проводили в Новгороде и Старой Руссе в этом году в 15-й раз. Фестиваль этот международный, и театры из разных стран мира и городов России представляют на нем спектакли, поставленные по произведениям Ф. Достоевского.

НХТ привез спектакль «Бесы. Сценические опыты, часть третья». Русса приняла нас как добрых друзей, ведь два года назад мы показывали здесь вторую, сложную «идеологическую» часть спектакля, и Евгений Гельфонд получил диплом за лучшую режиссуру.

Играть нам предстояло 11 ноября, в день рождения писателя. И не простой, а юбилейный: именно в этот год Россия отмечает 190 лет со дня рождения Достоевского. И в этом же году исполняется 505 лет самому роду Достоевских, который, слава Богу, продолжается. Недавно появился на свет самый юный его представитель, и зовут его Федор. Федор Достоевский.

В нынешнем году программа фестиваля была широкой: десять театров – восемь российских и два зарубежных – привезли свои работы на суд компетентного и строгого жюри. Председателем жюри была Ирина Алпатова, известный театральный критик, обозреватель отдела театра газеты «Культура» (однажды она приезжала и в Челябинск как член жюри фестиваля «Сцена»). Остальные члены жюри: кандидат филологических наук, писатель и театральный критик Наталья Старосельская; актриса театра и кино Татьяна Ташкова – представитель семьи режиссеров и актеров, которая глубоко и серьезно, на протяжении многих лет творчески осмысливает произведения Достоевского; театровед Алла Садовская и режиссер Центрального Дома актера Павел Тихомиров.

Наталья Старосельская была не только членом жюри фестиваля, но и провела на его базе свой семинар молодых театральных критиков. В нем занимается и автор этих строк. Мы не просто учились, но и должны были вынести свой вердикт и дать специальный приз семинара какому-либо из театров-участников.

Погода в Руссе и в Новгороде редко баловала солнцем, но было не холодно – настолько, что на деревьях мы видели набухшие почки, а на подворье Георгиевского собора цвели розы. Сам Георгиевский храм находится совсем недалеко от дома Достоевского, именно в нем часто бывал писатель. В день рождения Достоевского прошла панихида в соборе, а через час после нее НХТ играл свой спектакль. Совместная работа актеров и зрителей была напряженной и страстной, как и должно быть у Достоевского. А после спектакля, видя глаза и лица простых зрителей, членов жюри и семинара, их желание еще и еще говорить по поводу тяжелого и великого романа, слыша их отзывы, мы поняли, что свершилось главное: наш спектакль пронзил сердца людей, заставил их думать и страдать.

К сожалению, мы не смогли посмотреть всех спектаклей фестиваля, так как приехали всего на несколько дней, но нам посчастливилось познакомиться с работой школы-студии МХАТ, курс К. Райкина (спектакль «МЫкарамазоВЫ»), Республиканским театром белорусской драматургии из Минска (их спектакль «Сонечка» шел на белорусском языке), театром «Мастерская» из Санкт-Петербурга (спектакль «Кроткая») и весьма любопытным сербским спектаклем из города Сремска Митровица «Кошмар Родиона Романовича». Этот короткий – не больше 50 минут – спектакль шел на сербском языке, но актер Владимир Балащак, исполнивший роль Раскольникова, просто поразил внешним попаданием в образ и его внутренней насыщенностью, талант молодого артиста в сочетании с национальным сербским темпераментом оказался очень органичным миру Достоевского, что отметили почти все.

По окончании спектакля Владимир вынес подарки, которые сербы приготовили хозяевам фестиваля, и по-русски сказал о том, как сербы любят Россию, о том, что его родной город освободили русские войска во время войны и все русское для них очень дорого. На этих словах у многих выступили слезы, потому что сказано это было тепло, искренне и неофициально. Всем стала внятна и близка та простая и, казалось бы, много раз повторенная мысль, что культура не знает границ, что именно благодаря ее влиянию лучшие представители разных народов находят любовь и взаимопонимание. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке», – как пел Б. Окуджава.

На оглашении итогов фестиваля, которое проходило в Доме-музее Достоевского в какой-то особой, присущей только этому месту и только этим дням атмосфере, НХТ ожидал приятный сюрприз: наши «Бесы» были признаны лучшим спектаклем с формулировкой «Событие фестиваля», а от семинара под руководством Н. Старосельской специальный приз был отдан артисту НХТ Александру Майеру за лучшую актерскую работу (он играет старшего Верховенского).

Мы уезжали из Старой Руссы с чувством, что этот маленький древний город стал нам родным. Что возвращение обязательно будет. А когда и как, покажет время.

Майя Брандесова,
завлит НХТ

Источник: mediazavod.ru

 

Еще события

5.04.2014

В понедельник, 7 апреля, Новый художественный театр сыграет премьеру спектакля для детей «Малахитовая шкатулка». В основе новой постановки знаменитые сказы уральского автора Павла Бажова – «Хозяйка Медной горы» и «Малахитовая шкатулка».

22.02.2013

В Новом художественном театре Челябинска идут последние репетиции нового спектакля. Премьера по пьесе современного французского драматурга Жана-Клода Грюмбера «К тебе, земля обетованная» состоится 28 февраля.

13.12.2011

В Челябинске подведены итоги первого областного конкурса индивидуальных актёрских работ. Все без исключения моноспектакли, театрализованные миниатюры, поэтические и литературные композиции и камерные постановки явились настоящим открытием не только новых граней таланта уже знакомых актёров, но и новых имён одарённых исполнителей.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".