В гостях у Достоевского
Челябинский Новый художественный театр побывал в Старой Руссе на фестивале спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского и вернулся с наградой за лучший спектакль.
Старая Русса… Уже в самом названии какая-то древняя тихая грусть. Говорят, что это место даже старше соседнего Великого Новгорода. И еще это город Достоевского. Именно здесь он заканчивал «Бесов», написал «Братьев Карамазовых».
Ходишь по острым камням брусчатки, помнящим, вероятно, его шаги и думаешь: вот в таком доме мог чудить старик Карамазов, из такого дворика Митя залезал в окно, а вот в таком доме, с балкончиком, могли проживать небедные Хохлаковы, а вот тут… Стоп. А здесь жил он сам – создатель этих образов. Сейчас в этом красивом доме с зелеными стенами Дом-музей Федора Михайловича Достоевского. И спокойная провинциальная архитектура русского XIX века кажется такой умиротворяющей!
Приехали мы сюда на уникальный театральный фестиваль, который проводили в Новгороде и Старой Руссе в этом году в 15-й раз. Фестиваль этот международный, и театры из разных стран мира и городов России представляют на нем спектакли, поставленные по произведениям Ф. Достоевского.
НХТ привез спектакль «Бесы. Сценические опыты, часть третья». Русса приняла нас как добрых друзей, ведь два года назад мы показывали здесь вторую, сложную «идеологическую» часть спектакля, и Евгений Гельфонд получил диплом за лучшую режиссуру.
Играть нам предстояло 11 ноября, в день рождения писателя. И не простой, а юбилейный: именно в этот год Россия отмечает 190 лет со дня рождения Достоевского. И в этом же году исполняется 505 лет самому роду Достоевских, который, слава Богу, продолжается. Недавно появился на свет самый юный его представитель, и зовут его Федор. Федор Достоевский.
В нынешнем году программа фестиваля была широкой: десять театров – восемь российских и два зарубежных – привезли свои работы на суд компетентного и строгого жюри. Председателем жюри была Ирина Алпатова, известный театральный критик, обозреватель отдела театра газеты «Культура» (однажды она приезжала и в Челябинск как член жюри фестиваля «Сцена»). Остальные члены жюри: кандидат филологических наук, писатель и театральный критик Наталья Старосельская; актриса театра и кино Татьяна Ташкова – представитель семьи режиссеров и актеров, которая глубоко и серьезно, на протяжении многих лет творчески осмысливает произведения Достоевского; театровед Алла Садовская и режиссер Центрального Дома актера Павел Тихомиров.
Наталья Старосельская была не только членом жюри фестиваля, но и провела на его базе свой семинар молодых театральных критиков. В нем занимается и автор этих строк. Мы не просто учились, но и должны были вынести свой вердикт и дать специальный приз семинара какому-либо из театров-участников.
Погода в Руссе и в Новгороде редко баловала солнцем, но было не холодно – настолько, что на деревьях мы видели набухшие почки, а на подворье Георгиевского собора цвели розы. Сам Георгиевский храм находится совсем недалеко от дома Достоевского, именно в нем часто бывал писатель. В день рождения Достоевского прошла панихида в соборе, а через час после нее НХТ играл свой спектакль. Совместная работа актеров и зрителей была напряженной и страстной, как и должно быть у Достоевского. А после спектакля, видя глаза и лица простых зрителей, членов жюри и семинара, их желание еще и еще говорить по поводу тяжелого и великого романа, слыша их отзывы, мы поняли, что свершилось главное: наш спектакль пронзил сердца людей, заставил их думать и страдать.
К сожалению, мы не смогли посмотреть всех спектаклей фестиваля, так как приехали всего на несколько дней, но нам посчастливилось познакомиться с работой школы-студии МХАТ, курс К. Райкина (спектакль «МЫкарамазоВЫ»), Республиканским театром белорусской драматургии из Минска (их спектакль «Сонечка» шел на белорусском языке), театром «Мастерская» из Санкт-Петербурга (спектакль «Кроткая») и весьма любопытным сербским спектаклем из города Сремска Митровица «Кошмар Родиона Романовича». Этот короткий – не больше 50 минут – спектакль шел на сербском языке, но актер Владимир Балащак, исполнивший роль Раскольникова, просто поразил внешним попаданием в образ и его внутренней насыщенностью, талант молодого артиста в сочетании с национальным сербским темпераментом оказался очень органичным миру Достоевского, что отметили почти все.
По окончании спектакля Владимир вынес подарки, которые сербы приготовили хозяевам фестиваля, и по-русски сказал о том, как сербы любят Россию, о том, что его родной город освободили русские войска во время войны и все русское для них очень дорого. На этих словах у многих выступили слезы, потому что сказано это было тепло, искренне и неофициально. Всем стала внятна и близка та простая и, казалось бы, много раз повторенная мысль, что культура не знает границ, что именно благодаря ее влиянию лучшие представители разных народов находят любовь и взаимопонимание. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке», – как пел Б. Окуджава.
На оглашении итогов фестиваля, которое проходило в Доме-музее Достоевского в какой-то особой, присущей только этому месту и только этим дням атмосфере, НХТ ожидал приятный сюрприз: наши «Бесы» были признаны лучшим спектаклем с формулировкой «Событие фестиваля», а от семинара под руководством Н. Старосельской специальный приз был отдан артисту НХТ Александру Майеру за лучшую актерскую работу (он играет старшего Верховенского).
Мы уезжали из Старой Руссы с чувством, что этот маленький древний город стал нам родным. Что возвращение обязательно будет. А когда и как, покажет время.
Майя Брандесова,
завлит НХТ
Источник: mediazavod.ru
Еще события
5.04.2014
|
22.02.2013
|
13.12.2011
|