Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

В Челябинской опере - премьера балета «Эсмеральда» Цезаря Пуни

Феб - Валерий Целищев. Фото Андрея Голубева

 

Текст: Олеся Горюк

«Эсмеральда» еще до премьеры обещала быть главным событием балетного сезона. Во-первых, это не возобновление, как «Слуга двух господ» или «Спящая красавица», а полноценная премьера. Во-вторых, авторитет балетмейстера-постановщика Юрия Бурлаки говорит сам за себя: экс-худрук Большого театра, один из самых известных специалистов в области реконструкции старинных балетов.

Главный дирижер нашего оперного театра Антон Гришанин в 2010 году руководил постановкой в берлинской «Штаатсопер». Тогда он и предложил Юрию Бурлаке поставить «Эсмеральду» в Челябинске. Для балетмейстера это третий опыт работы над балетом (первый был в Большом театре в 2009 году, и Юрий Петрович ранее говорил о том, что считает «Эсмеральду» главным достижением своего недолгого руководства балетом Большого).

Что касается челябинской версии, она очень удачно вписалась в контекст истории театра. Балеты по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» были поставлены дважды, в 1958 и 1972 годах, и первые исполнительницы партии Эсмеральды во второй постановке, Галина Борейко и Ирина Сараметова, стали педагогами-репетиторами балета Юрия Бурлаки.

Нынешняя постановка декларирует в первую очередь возвращение к хореографии Мариуса Петипа, являющейся для Юрия Бурлаки эталоном. Очень обидно, что реконструкции не получилось в полной мере. Четыре танца, включая финальное адажио Феба и Эсмеральды, поставил нынешний руководитель челябинского балета Юрий Клевцов. Тут дело даже не в том, как это вторжение повлияло на конечный результат (вряд ли улучшило, дай бог, если не слишком ухудшило). Дело в самой странности тандема хореографов Петипа-Клевцов. Даже вариант Петипа-Бурлака был бы более логичным. И хотя на стороне Клевцова – знание того, как развивалась хореография в ХХ веке, на стороне Петипа все-таки гений. Опытный глаз увидит и швы, и несоответствие стиля, и порушившуюся драматургию. Сильно расстраиваться на этот счет не стоит, поскольку танцев, повторюсь, всего четыре.

В интервью, которое мы взяли у Юрия Бурлаки еще прошлым летом, постановщик признался: «Мечтаю о балете, динамичном, как фильм». Таковы первый и третий акты «Эсмеральды». Здесь почти каждое движение знаменует новое событие. Зрителей удивит обилие танцев с предметами. В руках Эсмеральды (Екатерина Тихонова, Татьяна Сулейманова) поочередно побывают кастаньеты, тамбурин, поварешка и, разумеется, белый шарф Феба, подаренный капитану его невестой, очаровательной Флер-де-Лис (Татьяна Предеина, Дарья Демченко). Трогателен и смешон одновременно бедный поэт Гренгуар (в обоих составах его танцует Александр Цвариани).

Во втором действии события перестают мелькать с бешеной скоростью. Публике дается возможность в полной мере насладиться красотой классического танца во время праздничной сцены помолвки Феба и Флер-де-Лис.

Художник Дмитрий Чербаджи выбрал местом действия не дворцовые залы, а утопающий в зелени летний сад. В предыдущих постановках, «Щелкунчике» и особенно «Синдбаде-мореходе», Чербаджи было слишком много. Яркие задники затмевали танцовщиков. В «Эсмеральде» Дмитрий Афанасьевич впервые перешел от броской роскошности к декорациям функциональным и атмосферным.

В третьем акте зло, трусость и предательство будут посрамлены, убийцу Клода Фролло (Максим Филатов) сбросят в Сену. Эсмеральда отдаст Фебу руку и сердце, все будут счастливы. Для скептиков, которые вспомнят «Собор Парижской Богоматери», у театра готов ответ: либретто со счастливым концом писал сам Виктор Гюго, считавший, что на сцене все должно быть иначе, чем в литературе и жизни.

Источник: mediazavod.ru

 

Еще события

6.10.2015

«Главные герои фильма - поэты, влюбленные друг в друга, они  выясняют отношения очень необычным и поэтическим способом: у всех на виду и в то же время - тайно. Постепенно из их конфликта вырастает новомодный тренд, в который  вовлечены десятки людей».

18.09.2015

Ночь с Марлен - это и премьера нового спектакля, и два ее лучших фильма, живой звук и сюрпризы от «Голубого ангела», «Белокурой Венеры» и «Женщины-дьявола».

24.06.2015

25 июня перед входом в театр драмы появится красная дорожка. Под крики толпы и вспышки фотокамер к ступеням театра подкатит лимузин, из которого выйдут герои бродвейской истории, и начнется спектакль...

27.02.2015

Героями пьесы становятся Он и Она, обитатели Рая, которые в один прекрасный день решились на земную жизнь.

5.11.2014

В Челябинске прошла премьера спектакля «Обаятельный Шурале» по знаменитой одноименной поэме татарского поэта Габдуллы Тукая. Постановку подготовил театр песочной живописи и теней «Скарабей».

14.05.2014

14 мая в Челябинске, после шестилетнего перерыва, стартует фестиваль имени Екатерины Максимовой, который приурочен к 75-летию великой балерины.

5.04.2014

В понедельник, 7 апреля, Новый художественный театр сыграет премьеру спектакля для детей «Малахитовая шкатулка». В основе новой постановки знаменитые сказы уральского автора Павла Бажова – «Хозяйка Медной горы» и «Малахитовая шкатулка».

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".