Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

«ШизАрт IV»: мышление за гранью

«ШизАрт IV»: мышление за гранью

 

В областном краеведческом музее открылась художественная выставка «ШизАрт IV». Экспозицию составили около 200 работ, выполненных людьми либо с диагнозами «шизофрения» и «шизоидная манифестация», либо без официального диагноза, но пережившими острые эмоциональные состояния.

На «ШизАрт IV» журналистов пригласили накануне официального открытия. Таким образом, удалось посмотреть сам процесс подготовки, поговорить не только с организаторами, но и с работниками музея.
«ШизАрт» создано людьми, находящимися «по ту сторону душевного здоровья», поэтому на встречу я пришла с психологом Полиной Лукиных. По ее мнению, подобные мероприятия очень важны как для душевнобольных, так и для общества, не готового принимать таких людей.

Когда мы вошли в зал, в витрине развешивали красных бабочек с чернильными пятнами на крыльях. А по соседству в таком же стеклянном колпаке уже ждали посетителей безглазые, раскрашенные в белый цвет голые пупсы. На входе в зал вместо швейцаров – манекены в белых халатах, слева – больничная койка.
Взглянув на первые работы, Полина начинает объяснять: «Элементы психики шизофреников существуют как бы отдельно, сами по себе, разрозненно, бессистемно, поэтому и на картинах мы не видим сюжета, целостности. Отсюда необычные образы, странные или сказочные существа из другого мира, излишняя детализация, незаконченность».

По словам организаторов, особую ценность представляют работы прошлого века из коллекции областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1. Один из идеологов «ШизАрт IV» Игорь Милованкин продолжает:

- Можно заметить, что во многих работах повторяются одни и те же элементы: закрытые или вырванные глаза, черти, тени, крылья. Можно подумать, что это все работы одного-двух авторов, но их больше. Из этических соображений имен художников, конечно, не раскрываем, в лучшем случае – псевдонимы.
Как понятно из названия, это четвертая подобная выставка в Челябинске. Первая прошла в июле прошлого года в заброшенном здании промзоны, затем экспозиция меняла место жительства, переезжая то в бомбоубежище, то в заброшенную больницу. Популярность «ШизАрта» всегда подогревалась повышенным интересом со стороны властей, врачей и искусствоведов.

Последние на свой страх и риск пустили экспозицию в областной краеведческий музей.

- Это в чистом виде эксперимент, авантюра. Одним из главных наших условий было то, что именно мы будем отбирать работы для экспозиции. Далеко не все рисунки представляют художественную ценность, – дает свою оценку Елена Лунина, заведующая выставочным отделом. – С точки зрения искусства, это так называемое художественное направление аутсайдеров, то есть людей «посторонних». Оно включает в себя творчество тех, кто находится вне общества: душевнобольных, инвалидов, заключенных, детей, всевозможных маргиналов.

Отчужденность, подавленность, одиночество видны сразу: черно-красные цвета, кричащие от боли мистические существа, протягивающие руки и просящие о помощи. Это все наглядные иллюстрации проявления заболевания, внутренний мир душевнобольных людей.

Полина, сопровождающий меня психолог, поясняет: «Один из самых эффективных методов лечения – лечение творческим самовыражением, арт-терапией. Причем лечат не только живописью, но и музыкой, театром, скульптурой».

Именно поэтому планируется провести в городе целый фестиваль «мышления за гранью». Чтобы представить помимо графики, живописи оригинальные фотографии, видеоинсталляции, инсталляции из движущихся картин и изобретения. Удастся ли это организаторам, во многом зависит именно от готовности общества принимать иное видение мира.

Выставка в краеведческом музее продлится до 31 августа.

 

Елена Волгина

 

Источник: mediazavod.ru

 

Еще события

14.10.2011

Художница Надежда Шитякова признается, что любит пластилин за то, что он передает человеческое тепло. Ведь перед каждым мазком крошечный кусочек надо хорошенько разогреть в руках...

7.09.2011

Аналогичные памятники культуры известны только в странах дальнего зарубежья.  Зюраткульский геоглиф сопоставим, например, со знаменитыми изображениями в пустыне Наска в Южном Перу.

2.09.2011

Естественнонаучный лицей № 13 в Троицке (Челябинская область), здание которого построено еще до революции, в 1900 году, торжественно открыл новый корпус.

31.08.2011

Фестиваль книги и чтения «Челябинск читающий» состоится в Челябинске 4 сентября. Под девизом «Читай и процветай, Челябинск!» он соберет на Кировке южноуральских книголюбов уже шестой раз.

31.08.2011

На фестивале «Дни высокой музыки», который пройдет с 8 по 17 сентября, этот уникальный инструмент представит южноуральцам скрипач Дмитрий Коган.

24.08.2011

В десяти школах Южного Урала откроются лаборатории для талантливых детей – на их создание каждое образовательное учреждение получит по 1 млн. рублей.

23.08.2011

В концерте под названием «Классика большого города» примут участие лучшие мастера классической музыки.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".