Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

О чем расскажет свадебное платье?

О чем расскажет свадебное платье?

 

В Музее моды XX века при Русско-Британском институте управления открылась новая экспозиция «Свадебное платье».

Она представляет семь нарядов трех разных веков: от казачьего с турнюром до современного, выполненного студентами-дизайнерами и преподавателями для конкурса в Объединенных Арабских Эмиратах. Хранитель музея Оксана ПЕРШИНА рассказала, что может поведать свадебное платье о своей владелице и об эпохе.

 

- Посмотрите на это платье начала 1950-х годов, – начинает рассказ Оксана Першина. – Женственный силуэт, покатое плечо, заниженная талия. В фасоне сильны нотки стиля Диора. Это платье покроя принцесс.

Однако советские реалии внесли в него свои коррективы: вырез совсем не глубокий, по шее, но с изюминкой. Если бы невеста пошила себе платье с глубоким декольте, ее бы быстро осудили на партийном или комсомольском собрании.

Учитывая послевоенные времена, когда в стране царили голод и разруха, можно сказать, что невеста, выходившая замуж в этом платье, была состоятельной дамой. Ведь это натуральный шелк. Цвет топленого молока, возможно, был выбран по желанию модницы или же просто не удалось найти другой ткани.

- Невестам во все времена хотелось носить белые платья?

- Да. Белый цвет всегда говорил о нежности, чистоте невесты, выражал ее романтические мечты. На Руси, как известно, самым красивым был красный цвет. И девушки из простонародья выходили замуж в красных сарафанах и рубашках, расшитых орнаментом. Давно также в свадебной моде используется цвет слоновой кости, бежевый, молочный. А в военные и послевоенные годы, если в семье был траур, девушка выходила замуж в платье лилового или синего цвета.

- О каких еще исторических событиях могут рассказать свадебные платья?

- Есть в нашем музее платье конца 1960-х годов. Невесты в то время поголовно шили платья из ткани «Космос», названной в честь полета Юрия Гагарина. Были очень модны свадебные наряды из синтетических волокон: в этот период развивается химическая промышленность. Силуэты же стали очень простыми, платья шьют короткие. Укорачивается и фата до уровня лопаток или даже плеч. Ранее же считалось, что чем длиннее и пышнее фата, тем лучше она защитит от сглаза. Венок или букетик в волосах считался символом плодородия.

- Русские невесты всегда старались ориентироваться на западную моду?

- Конечно, русские девушки всегда выражали большой интерес к тому, что носят невесты на Западе. Но, честно скажем, им было очень далеко до зарубежных красоток. Западная мода всегда отличалась изысканностью, качественными тканями, красивой отделкой, сложными фасонами. В дореволюционные годы девушки из простонародья не могли себе позволить таких изысков. Советские же реалии делали моду очень простой и даже безвкусной. Поэтому, когда в нашу страну стали поступать платья западного пошива, невесты смотрелись в них довольно смешно. Не знали, как обращаться с пышной юбкой или длинным шлейфом.

Традиция покупать готовые платья в свадебных салонах сложилась в нашей стране недавно с развитием индустрии. В магазинах появился очень большой выбор нарядов от российских и украинских дизайнеров, платья из Турции, Франции, Италии, США. Раньше невесты шили себе наряды сами или заказывали в ателье.

- На кого ложились расходы по покупке свадебного платья?

- Даже в царские времена существовали специальные салоны, где изготавливали свадебные платья: дорогие и подешевле. Невесты приезжали в такие салоны, выбирали себе ткань, отделку, фасон, заказывали пошив, ни в чем себя не ограничивая. И когда платье было готово, приезжали женихи и расплачивались за желания невест.

До 1970 года в центре Санкт-Петербурга работало элитное ателье, в народе оно так и называлось: «смерть мужьям». К счастью невест, такая свадебная традиция существует и сейчас.

- Свадебная мода также непостоянна и своенравна, как и мода в целом?

- За счет особой смысловой нагрузки, которую несет в себе свадебное платье, модные тенденции проявляются в нем более сглажено. Безусловно, свадебная мода меняется, но во все времена невесты выбирают хрупкий, романтический образ. Глядя исключительно на фасон, иногда сложно определить, из какого десятилетия платье. В нашем музее, например, есть дизайнерское платье 2006 года. Но оно отвечает тенденциям 1950-х, и лишь ткань выдает его современность. Нередко невесты копируют свадебные платья знаменитостей.

- Многие современные невесты не хотят после свадьбы хранить платье в дальнем углу и стремятся продать его, заодно вернув часть потраченных средств. А как поступали со свадебными платьями наши мамы и бабушки?

- Нередко платье продавалось или дарилось подружкам, сестрам. Моя мама рассказывала, что у них все общежитие вышло замуж в одном платье: такие были возможности. В прошлые десятилетия немало мам распороло свои свадебные наряды, чтобы сшить дочкам костюмы снежинок к новогоднему утреннику.

- Чем характерна современная свадебная мода?

- Я бы разделила ее на два направления. Первое – это так называемые «бабы на чайниках». Платья с пышной юбкой на кринолинах. В них совершенно некомфортно и девушки часто выглядят нелепо, особенно если в повседневной жизни привыкли ходить в джинсах. С другой стороны, в магазинах сегодня огромен выбор достойных, элегантных платьев. Они просты по покрою, но смотрятся очень выигрышно за счет благородной ткани, красивой отделки. Невеста может выбрать себе любой наряд, исходя из личных предпочтений и кошелька жениха.

 

Если у вас сохранилось свадебное платье мамы или бабушки, в Музее моды XX века РБИУ будут рады принять наряд в дар или взять его на время экспозиции.

Это же касается и других предметов гардероба, отражающих моду XX века и более ранних периодов. Записаться на экскурсию в Музей моды XX века или задать вопросы можно по телефонам: 216-10-28, 216-10-10.

 

Ольга Аккерман

Источник: mediazavod.ru

 

Еще события

7.05.2015

8  мая в Челябинске открывается выставка «Спасибо, Урал!», на которой представлены шедевры из коллекции Русского музея. Среди шедевров полотна Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Семирадского, Брюллова, Шишкина, Репина, Куинджи, Левитана, Кустодиева, Рериха, Петрова-Водкина, Малевича и других художников.

2.07.2012

В национальном парке «Зюраткуль» сносят туристический городок «Китову пристань». От некогда популярного среди иностранных гостей, жителей Челябинской области и соседних регионов места отдыха осталось лишь два полузатопленных корабля.

24.05.2012

В музее представлены наперстки практически со всего мира: из Европы, Греции, Египта, Турции, Кипра, Кубы и России. Каждый экспонат по-своему уникален.

8.11.2011

"Юные студентки, умудренные хозяйки, бизнес-леди и даже без пары месяцев будущая мама, стройняшки и пышечки – все они предстали на подиуме, заявляя, что каждая женщина хочет быть счастливой, достойна внимания и любоваться ею должны не только домашние, но и весь честной народ". 

1.08.2011

В Челябинске появился новый музей. Явления и законы, о которых нам когда-то рассказывали в школе,  здесь становятся вполне наглядными и постигаются с помощью игры.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".