О чем расскажет свадебное платье?
В Музее моды XX века при Русско-Британском институте управления открылась новая экспозиция «Свадебное платье».
Она представляет семь нарядов трех разных веков: от казачьего с турнюром до современного, выполненного студентами-дизайнерами и преподавателями для конкурса в Объединенных Арабских Эмиратах. Хранитель музея Оксана ПЕРШИНА рассказала, что может поведать свадебное платье о своей владелице и об эпохе.
- Посмотрите на это платье начала 1950-х годов, – начинает рассказ Оксана Першина. – Женственный силуэт, покатое плечо, заниженная талия. В фасоне сильны нотки стиля Диора. Это платье покроя принцесс.
Однако советские реалии внесли в него свои коррективы: вырез совсем не глубокий, по шее, но с изюминкой. Если бы невеста пошила себе платье с глубоким декольте, ее бы быстро осудили на партийном или комсомольском собрании.
Учитывая послевоенные времена, когда в стране царили голод и разруха, можно сказать, что невеста, выходившая замуж в этом платье, была состоятельной дамой. Ведь это натуральный шелк. Цвет топленого молока, возможно, был выбран по желанию модницы или же просто не удалось найти другой ткани.
- Невестам во все времена хотелось носить белые платья?
- Да. Белый цвет всегда говорил о нежности, чистоте невесты, выражал ее романтические мечты. На Руси, как известно, самым красивым был красный цвет. И девушки из простонародья выходили замуж в красных сарафанах и рубашках, расшитых орнаментом. Давно также в свадебной моде используется цвет слоновой кости, бежевый, молочный. А в военные и послевоенные годы, если в семье был траур, девушка выходила замуж в платье лилового или синего цвета.
- О каких еще исторических событиях могут рассказать свадебные платья?
- Есть в нашем музее платье конца 1960-х годов. Невесты в то время поголовно шили платья из ткани «Космос», названной в честь полета Юрия Гагарина. Были очень модны свадебные наряды из синтетических волокон: в этот период развивается химическая промышленность. Силуэты же стали очень простыми, платья шьют короткие. Укорачивается и фата до уровня лопаток или даже плеч. Ранее же считалось, что чем длиннее и пышнее фата, тем лучше она защитит от сглаза. Венок или букетик в волосах считался символом плодородия.
- Русские невесты всегда старались ориентироваться на западную моду?
- Конечно, русские девушки всегда выражали большой интерес к тому, что носят невесты на Западе. Но, честно скажем, им было очень далеко до зарубежных красоток. Западная мода всегда отличалась изысканностью, качественными тканями, красивой отделкой, сложными фасонами. В дореволюционные годы девушки из простонародья не могли себе позволить таких изысков. Советские же реалии делали моду очень простой и даже безвкусной. Поэтому, когда в нашу страну стали поступать платья западного пошива, невесты смотрелись в них довольно смешно. Не знали, как обращаться с пышной юбкой или длинным шлейфом.
Традиция покупать готовые платья в свадебных салонах сложилась в нашей стране недавно с развитием индустрии. В магазинах появился очень большой выбор нарядов от российских и украинских дизайнеров, платья из Турции, Франции, Италии, США. Раньше невесты шили себе наряды сами или заказывали в ателье.
- На кого ложились расходы по покупке свадебного платья?
- Даже в царские времена существовали специальные салоны, где изготавливали свадебные платья: дорогие и подешевле. Невесты приезжали в такие салоны, выбирали себе ткань, отделку, фасон, заказывали пошив, ни в чем себя не ограничивая. И когда платье было готово, приезжали женихи и расплачивались за желания невест.
До 1970 года в центре Санкт-Петербурга работало элитное ателье, в народе оно так и называлось: «смерть мужьям». К счастью невест, такая свадебная традиция существует и сейчас.
- Свадебная мода также непостоянна и своенравна, как и мода в целом?
- За счет особой смысловой нагрузки, которую несет в себе свадебное платье, модные тенденции проявляются в нем более сглажено. Безусловно, свадебная мода меняется, но во все времена невесты выбирают хрупкий, романтический образ. Глядя исключительно на фасон, иногда сложно определить, из какого десятилетия платье. В нашем музее, например, есть дизайнерское платье 2006 года. Но оно отвечает тенденциям 1950-х, и лишь ткань выдает его современность. Нередко невесты копируют свадебные платья знаменитостей.
- Многие современные невесты не хотят после свадьбы хранить платье в дальнем углу и стремятся продать его, заодно вернув часть потраченных средств. А как поступали со свадебными платьями наши мамы и бабушки?
- Нередко платье продавалось или дарилось подружкам, сестрам. Моя мама рассказывала, что у них все общежитие вышло замуж в одном платье: такие были возможности. В прошлые десятилетия немало мам распороло свои свадебные наряды, чтобы сшить дочкам костюмы снежинок к новогоднему утреннику.
- Чем характерна современная свадебная мода?
- Я бы разделила ее на два направления. Первое – это так называемые «бабы на чайниках». Платья с пышной юбкой на кринолинах. В них совершенно некомфортно и девушки часто выглядят нелепо, особенно если в повседневной жизни привыкли ходить в джинсах. С другой стороны, в магазинах сегодня огромен выбор достойных, элегантных платьев. Они просты по покрою, но смотрятся очень выигрышно за счет благородной ткани, красивой отделки. Невеста может выбрать себе любой наряд, исходя из личных предпочтений и кошелька жениха.
Если у вас сохранилось свадебное платье мамы или бабушки, в Музее моды XX века РБИУ будут рады принять наряд в дар или взять его на время экспозиции.
Это же касается и других предметов гардероба, отражающих моду XX века и более ранних периодов. Записаться на экскурсию в Музей моды XX века или задать вопросы можно по телефонам: 216-10-28, 216-10-10.
Ольга Аккерман
Источник: mediazavod.ru
Еще события
7.05.2015
|
2.07.2012
|
24.05.2012
|
8.11.2011
|
1.08.2011
|