Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Фестиваль «Дни высокой музыки на Южном Урале» завершился в четверг

Фестиваль «Дни высокой музыки на Южном Урале» завершился в четверг

Челябинские зрители услышали повествование из евангелиста Матфея о страстях Христовых, чередовавшееся с музыкой Илариона. За дирижерским пультом – художественный руководитель фестиваля Дмитрий Коган. На сцене – хор академического музыкального колледжа Московской консерватории, камерный оркестр из Самары «Volga Philarmonic», солисты и священник, читающий главу Евангелия от Матфея.

Торжественная и волнующая музыка, вечные строки вечной истории… Среди зрителей – чиновники из правительства, священники, верующие, которых можно узнать по головным платкам и сосредоточенному вниманию. Много музыкантов, были «ариэлевцы» Гепп и Каплун.

Печально, что такому важному действу «аккомпанировали» то звуки неотключенных мобильников, то хождение по залу и скрип дверей, то еще какой-то посторонний шум. Даже закрадывалась мысль: не хотят темные силы допустить эту музыку до наших сердец.

Начало второго отделения всех ввергло в шок. Зазвучал фрагмент «Распятие», и тут же откуда-то из-за кулис раздался усиленный микрофоном женский голос, распевающий «К единственному нежному бегу по полю снежному». Не только мне показалось, что это какая-то сценическая задумка. Но через минуту публика узнала в песне шансон Любови Успенской, а дирижер растерянно поглядел на публику и, прервав действо взмахом, нервно удалился за кулисы. По рядам прокатилась волна паники, слышались возгласы: «Провокация!», «Сообщники Пусси Райот хулиганят» (такую версию выдвинули некоторые местные сайты, мгновенно выложив сообщения о ЧП). Девичий голос смогли заглушить минут через пять.

Коган вернулся на сцену и обратился к зрителям:
- Видимо, не все готовы воспринимать высокую музыку. Но тех, кто ходит под Богом и верует, все равно больше.

Под овации оратория продолжилась с каким-то особым накалом. Финал был настолько потрясающий, что у многих полились слезы.

На сцене появился митрополит Иларион, который наблюдал за происходящим из театральной ложи, публика приветствовала его стоя. Вышел и митрополит Феофан, благодарил челябинцев, поддержавших духовный апофеоз фестиваля, несмотря на некие попытки омрачить торжество.

Секьюрити быстро вычислили виновницу безобразия, о чем, она, оказывается, сама не ведала. Посетительница караоке-бара, что на Кировке, развлекалась пением, которое случайно поймала радиоволна звукового оборудования театра. Служащие сказали, что подобное там уже случалось. Но чтобы в такой важный вечер! Словно и впрямь по злому умыслу темных сил. Победили – светлые. Звукооператор театра, допустивший техническую накладку, уже уволен.

Музыкой, близкой к Богу, была поставлена точка второго фестиваля «Дни высокой музыки». За кулисами останутся организационные сложности. На виду – зрительские впечатления, вынесенные с крупных концертных проектов фестиваля, и радость участников мастер-классов, обогатившихся секретами музыкальной профессии.

Руководитель фестиваля Дмитрий Коган сказал на пресс-конференции:

- Горжусь южноуральской публикой. До двенадцати городов вашего региона дотянулся нынче фестиваль. Я побывал в пяти из них. Аншлаги, невероятный интерес. Согласен с владыкой Феофаном, сказавшим: люди уже не хотят фонограмм, чего-то поверхностного в искусстве. Они хотят серьезной духовной пищи.

О том, каким будет третий фестиваль, суеверный, как все творческие люди, Коган предпочитает не говорить.

- Дмитрий Павлович хотел бы перевести дух, проанализировать нынешний форум, а потом уж приступать к планам, – сказал вице-губернатор Вадим Евдокимов. – Хотя предварительный разговор у нас состоялся. Мы думаем, что фестивальная карта должна стать еще обширнее. Непременно будут новые встречи с исполнителями, ранее не приезжавшими сюда. Возможно, приедут даже «Бурановские бабушки» с классическим репертуаром, почему бы нет!

*****

На пресс-конференции, посвященной закрытию “Дней высокой музыки на Южном Урале”, была возможность задать вопросы митрополиту Илариону, автору оратории “Страсти по Матфею”, которой, собственно, и завершился фестиваль. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата и постоянный член Священного Синода посетил Челябинск впервые.

- Благодарю владыку митрополита Феофана за приглашение приехать и Дмитрия Павловича за приглашение принять участие в фестивале. Рад пообщаться с культурной общественностью, любителями музыки, встретиться с ректорами высших учебных заведений и студенческой молодежью. Очень доволен, что закрытие фестиваля происходит в праздник Воздвижения Креста Господня. Тема оратории очень созвучна этому празднику, когда в церквях читается Евангелие о страстях Христовых.

- Владыка, как часто вы со своим произведением выезжаете в российские регионы?

- По долгу службы гораздо чаще путешествую за пределами России. В прошлом году у меня было 50 зарубежных поездок. И к концу этого года, думаю, будет столько же. Редко удается посещать российские регионы и, как правило, это связано не с моей деятельностью председателя отдела внешних церковных связей, а с другими моими должностями – председателя богословской комиссии, ректора аспирантуры. Встреча с советом ректоров Челябинской области посвящена как раз теме взаимодействия церкви и университетской науки, диалогу между религией и наукой, а также теме преподавания теологии в светских учебных заведениях. Это тема, на мой взгляд, весьма актуальна и востребована.

- Я прочла вашу биографию. Из нее неясно, занимались ли вы музыкой, уйдя в церковь из Московской консерватории?

- В моей жизни был двадцатилетний период без музыки. С 20 лет, когда я оставил учебу, и вплоть до того, когда на сороковом году жизни неожиданно для себя снова начал писать музыку. Этот перерыв был заполнен совсем другими делами. И, в общем-то, служение, которое я сейчас несу, тоже не оставляет пауз для музыкального творчества. Только в редкие часы досуга или отпуска могу себе позволить обратиться к музыке, сочинив несколько произведений.

Ораторию «Страсти по Матфею» владыка Иларион написал в 2007 году, потом выпустил вторую редакцию оратории. Челябинцы услышали изначальную версию сочинения, максимально близкую к православному богослужению. В сюжете второй редакции присутствует Воскресение Христа, а сюжет первой заканчивается погребением. Это жанр страстей в наиболее классическом виде.

На вопрос, как общается он с исполнителями оратории, как духовное лицо или как музыкант с музыкантами, Иларион ответил:

- Я вообще редко общаюсь с музыкантами за кулисами. Чаще всего на репетициях, если удается присутствовать. И, прежде всего, на темы музыкальные. Часто приходится подсказывать дирижеру, оркестрантам или солистам, как они должны исполнять мою музыку. Дирижеры иногда прислушиваются, иногда нет. У меня достаточно широкий круг общения в среде музыкантов, в том числе на темы, связанные не с музыкой, а непосредственно с религиозной духовной жизнью. Потому что музыканты, как и прочие люди, имеют свою духовную жизнь и духовные потребности. На бытовые темы говорить как-то не приходится.

- Ваша оратория стала основой фильма Лунгина «Дирижер». Как вы с ним сотрудничали?

- Я всегда говорю, что несу ответственность только за музыкальное содержание, но не за режиссуру и не за сюжет. Сначала Лунгин показывал мне сценарии. Причем их было кажется, четыре варианта, они отвергались то Лунгиным, то мною. Когда мы оба остались довольны материалом, началась работа режиссера, в которой я почти не участвовал. Но на этапе, близком к финалу, посмотрел фильм, сделал замечания, и с их учетом были внесены изменения.

- Я заходила на ваш личный сайт, читала проповеди, что очень близко моей душе, другие рубрики сайта. Вы его самостоятельно ведете?

- Нет, этим занимается молодежь храма, в котором я служу. Они размещают материалы с моего ведома, но я не отслеживаю публикации на этом сайте. Этим занимаюсь на сайте внешних церковных связей.

На вопрос, насколько хорошо владеет митрополит компьютерной техникой, ответил Дмитрий Коган, сказав, что с владыкой они постоянно в переписке и по Интернету, и по мобильным устройствам, что очень быстро и удобно, и что владыка прекрасно освоил все современные технологии.

- Сейчас, пожалуй, в каждой епархии есть свой сайт, хотя порой несколько поверхностного содержания. Как относитесь к их существованию?

- Считаю, что церковные люди должны использовать все средства, которые позволяют донести до общества слово Божье, в том числе телевидение и Интернет. Мы должны общаться с миром. Как раз Челябинская митрополия в этом отношении подает очень хороший пример. Архиерей активно использует средства массовой информации, не боится журналистов. Бывает, к сожалению, у некоторых людей некая боязнь журналистов. Боятся, что переврут или «вырежут» из сказанного что-то, отчего исказится смысл. Всегда есть такой риск, но нельзя прятаться. Это не тот путь, по которому Господь заповедовал нам идти.

Почему я начал писать музыку? Для меня это не чисто музыкальные упражнения, а средство и способ донести до людей то, что доношу через проповеди, через телепередачи. Язык музыки охватывает определенную аудиторию, не всегда соприкасающуюся с той частью людей, которые ходят в храм. Да и на богослужения Страстной седмицы, совершаемые в церкви, не все православные верующие приходят, в отличие от праздника Пасхи, где всегда масса народа. Я хотел через свою музыку донести содержание богослужения Страстной седмицы и его основную весть. Весть о спасении человечества Христом, о победе над смертью, о воскресении…

Лидия Садчикова

Источник: mediazavod.ru

 

Еще события

26.01.2016

Antwerp Baroque Ensemble – ансамбль профессиональных музыкантов, гастролирующий по всему миру с программами старинной музыки. Коллектив исполняет старинную музыку на исторических инструментах, приглашает в свои проекты чтецов, художников, танцоров. Редкий состав ансамбля, включающий барочную мандолину, флейту траверсо, а также виолончель, клавесин и орган, позволяет исполнять малоизвестные сочинения, восстанавливать традиции салонного музицирования.

9.04.2015

12 апреля произведения европейских композиторов XIX–XX столетий прозвучат в исполнении выдающихся молодых инструменталистов, участников международных конкурсов – петербургского скрипача Айлена Притчина и московского пианиста Юрия Фаворина.

3.04.2014

В конкурсе приняли участие 20 коллективов, 500 музыкантов и более 1000 слушателей. В конкурсную программу вошли традиционные жанры духовой музыки: вальс, марш, полька, переложения классической и современной музыки и аккомпанемент солистам.

31.01.2014

3 февраля в Челябинске стартует Первый международный конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах. Новый грандиозный проект затеяла Академия культуры.

11.07.2013

"Фестиваль снова расширил свои границы. На этот раз он пройдет в 14 городах области, в общей сложности запланировано 23 концерта. Главным сюрпризом, безусловно, станет презентация пяти инструментов самых известных мастеров – южноуральцы услышат звучание скрипок Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома".

27.06.2013

В концертном зале имени Прокофьева с единственным концертом выступит духовой ансамбль оркестра Европейского командования вооруженных сил США «Five Star». Это уже второй визит представителей  ВВС США в наш город.

28.09.2012

В сентябре в Издательстве Игоря Розина (ИД «Мой Город») вышла новая книга Вадима Могильницкого – «Рихтер-ансамблист». Книга стала естественным продолжением первой книги автора, «Святослав Рихтер», выпущенной в серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов» в 2000-м году и сегодня уже ставшей библиографической редкостью.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".