Фестиваль «Дни высокой музыки на Южном Урале» завершился в четверг
Челябинские зрители услышали повествование из евангелиста Матфея о страстях Христовых, чередовавшееся с музыкой Илариона. За дирижерским пультом – художественный руководитель фестиваля Дмитрий Коган. На сцене – хор академического музыкального колледжа Московской консерватории, камерный оркестр из Самары «Volga Philarmonic», солисты и священник, читающий главу Евангелия от Матфея.
Торжественная и волнующая музыка, вечные строки вечной истории… Среди зрителей – чиновники из правительства, священники, верующие, которых можно узнать по головным платкам и сосредоточенному вниманию. Много музыкантов, были «ариэлевцы» Гепп и Каплун.
Печально, что такому важному действу «аккомпанировали» то звуки неотключенных мобильников, то хождение по залу и скрип дверей, то еще какой-то посторонний шум. Даже закрадывалась мысль: не хотят темные силы допустить эту музыку до наших сердец.
Начало второго отделения всех ввергло в шок. Зазвучал фрагмент «Распятие», и тут же откуда-то из-за кулис раздался усиленный микрофоном женский голос, распевающий «К единственному нежному бегу по полю снежному». Не только мне показалось, что это какая-то сценическая задумка. Но через минуту публика узнала в песне шансон Любови Успенской, а дирижер растерянно поглядел на публику и, прервав действо взмахом, нервно удалился за кулисы. По рядам прокатилась волна паники, слышались возгласы: «Провокация!», «Сообщники Пусси Райот хулиганят» (такую версию выдвинули некоторые местные сайты, мгновенно выложив сообщения о ЧП). Девичий голос смогли заглушить минут через пять.
Коган вернулся на сцену и обратился к зрителям:
- Видимо, не все готовы воспринимать высокую музыку. Но тех, кто ходит под Богом и верует, все равно больше.
Под овации оратория продолжилась с каким-то особым накалом. Финал был настолько потрясающий, что у многих полились слезы.
На сцене появился митрополит Иларион, который наблюдал за происходящим из театральной ложи, публика приветствовала его стоя. Вышел и митрополит Феофан, благодарил челябинцев, поддержавших духовный апофеоз фестиваля, несмотря на некие попытки омрачить торжество.
Секьюрити быстро вычислили виновницу безобразия, о чем, она, оказывается, сама не ведала. Посетительница караоке-бара, что на Кировке, развлекалась пением, которое случайно поймала радиоволна звукового оборудования театра. Служащие сказали, что подобное там уже случалось. Но чтобы в такой важный вечер! Словно и впрямь по злому умыслу темных сил. Победили – светлые. Звукооператор театра, допустивший техническую накладку, уже уволен.
Музыкой, близкой к Богу, была поставлена точка второго фестиваля «Дни высокой музыки». За кулисами останутся организационные сложности. На виду – зрительские впечатления, вынесенные с крупных концертных проектов фестиваля, и радость участников мастер-классов, обогатившихся секретами музыкальной профессии.
Руководитель фестиваля Дмитрий Коган сказал на пресс-конференции:
- Горжусь южноуральской публикой. До двенадцати городов вашего региона дотянулся нынче фестиваль. Я побывал в пяти из них. Аншлаги, невероятный интерес. Согласен с владыкой Феофаном, сказавшим: люди уже не хотят фонограмм, чего-то поверхностного в искусстве. Они хотят серьезной духовной пищи.
О том, каким будет третий фестиваль, суеверный, как все творческие люди, Коган предпочитает не говорить.
- Дмитрий Павлович хотел бы перевести дух, проанализировать нынешний форум, а потом уж приступать к планам, – сказал вице-губернатор Вадим Евдокимов. – Хотя предварительный разговор у нас состоялся. Мы думаем, что фестивальная карта должна стать еще обширнее. Непременно будут новые встречи с исполнителями, ранее не приезжавшими сюда. Возможно, приедут даже «Бурановские бабушки» с классическим репертуаром, почему бы нет!
*****
На пресс-конференции, посвященной закрытию “Дней высокой музыки на Южном Урале”, была возможность задать вопросы митрополиту Илариону, автору оратории “Страсти по Матфею”, которой, собственно, и завершился фестиваль. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата и постоянный член Священного Синода посетил Челябинск впервые.
- Благодарю владыку митрополита Феофана за приглашение приехать и Дмитрия Павловича за приглашение принять участие в фестивале. Рад пообщаться с культурной общественностью, любителями музыки, встретиться с ректорами высших учебных заведений и студенческой молодежью. Очень доволен, что закрытие фестиваля происходит в праздник Воздвижения Креста Господня. Тема оратории очень созвучна этому празднику, когда в церквях читается Евангелие о страстях Христовых.
- Владыка, как часто вы со своим произведением выезжаете в российские регионы?
- По долгу службы гораздо чаще путешествую за пределами России. В прошлом году у меня было 50 зарубежных поездок. И к концу этого года, думаю, будет столько же. Редко удается посещать российские регионы и, как правило, это связано не с моей деятельностью председателя отдела внешних церковных связей, а с другими моими должностями – председателя богословской комиссии, ректора аспирантуры. Встреча с советом ректоров Челябинской области посвящена как раз теме взаимодействия церкви и университетской науки, диалогу между религией и наукой, а также теме преподавания теологии в светских учебных заведениях. Это тема, на мой взгляд, весьма актуальна и востребована.
- Я прочла вашу биографию. Из нее неясно, занимались ли вы музыкой, уйдя в церковь из Московской консерватории?
- В моей жизни был двадцатилетний период без музыки. С 20 лет, когда я оставил учебу, и вплоть до того, когда на сороковом году жизни неожиданно для себя снова начал писать музыку. Этот перерыв был заполнен совсем другими делами. И, в общем-то, служение, которое я сейчас несу, тоже не оставляет пауз для музыкального творчества. Только в редкие часы досуга или отпуска могу себе позволить обратиться к музыке, сочинив несколько произведений.
Ораторию «Страсти по Матфею» владыка Иларион написал в 2007 году, потом выпустил вторую редакцию оратории. Челябинцы услышали изначальную версию сочинения, максимально близкую к православному богослужению. В сюжете второй редакции присутствует Воскресение Христа, а сюжет первой заканчивается погребением. Это жанр страстей в наиболее классическом виде.
На вопрос, как общается он с исполнителями оратории, как духовное лицо или как музыкант с музыкантами, Иларион ответил:
- Я вообще редко общаюсь с музыкантами за кулисами. Чаще всего на репетициях, если удается присутствовать. И, прежде всего, на темы музыкальные. Часто приходится подсказывать дирижеру, оркестрантам или солистам, как они должны исполнять мою музыку. Дирижеры иногда прислушиваются, иногда нет. У меня достаточно широкий круг общения в среде музыкантов, в том числе на темы, связанные не с музыкой, а непосредственно с религиозной духовной жизнью. Потому что музыканты, как и прочие люди, имеют свою духовную жизнь и духовные потребности. На бытовые темы говорить как-то не приходится.
- Ваша оратория стала основой фильма Лунгина «Дирижер». Как вы с ним сотрудничали?
- Я всегда говорю, что несу ответственность только за музыкальное содержание, но не за режиссуру и не за сюжет. Сначала Лунгин показывал мне сценарии. Причем их было кажется, четыре варианта, они отвергались то Лунгиным, то мною. Когда мы оба остались довольны материалом, началась работа режиссера, в которой я почти не участвовал. Но на этапе, близком к финалу, посмотрел фильм, сделал замечания, и с их учетом были внесены изменения.
- Я заходила на ваш личный сайт, читала проповеди, что очень близко моей душе, другие рубрики сайта. Вы его самостоятельно ведете?
- Нет, этим занимается молодежь храма, в котором я служу. Они размещают материалы с моего ведома, но я не отслеживаю публикации на этом сайте. Этим занимаюсь на сайте внешних церковных связей.
На вопрос, насколько хорошо владеет митрополит компьютерной техникой, ответил Дмитрий Коган, сказав, что с владыкой они постоянно в переписке и по Интернету, и по мобильным устройствам, что очень быстро и удобно, и что владыка прекрасно освоил все современные технологии.
- Сейчас, пожалуй, в каждой епархии есть свой сайт, хотя порой несколько поверхностного содержания. Как относитесь к их существованию?
- Считаю, что церковные люди должны использовать все средства, которые позволяют донести до общества слово Божье, в том числе телевидение и Интернет. Мы должны общаться с миром. Как раз Челябинская митрополия в этом отношении подает очень хороший пример. Архиерей активно использует средства массовой информации, не боится журналистов. Бывает, к сожалению, у некоторых людей некая боязнь журналистов. Боятся, что переврут или «вырежут» из сказанного что-то, отчего исказится смысл. Всегда есть такой риск, но нельзя прятаться. Это не тот путь, по которому Господь заповедовал нам идти.
Почему я начал писать музыку? Для меня это не чисто музыкальные упражнения, а средство и способ донести до людей то, что доношу через проповеди, через телепередачи. Язык музыки охватывает определенную аудиторию, не всегда соприкасающуюся с той частью людей, которые ходят в храм. Да и на богослужения Страстной седмицы, совершаемые в церкви, не все православные верующие приходят, в отличие от праздника Пасхи, где всегда масса народа. Я хотел через свою музыку донести содержание богослужения Страстной седмицы и его основную весть. Весть о спасении человечества Христом, о победе над смертью, о воскресении…
Лидия Садчикова
Источник: mediazavod.ru
Еще события
26.01.2016
|
9.04.2015
|
3.04.2014
|
31.01.2014
|
11.07.2013
|
27.06.2013
|
28.09.2012
|