Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

БУДЕМ КАК ОБЛАКА!

Итоги городского литературного конкурса «XXI облако»

Челябинский литературный конкурс «XXI облако» - глазами одного из молодых участников  

 

14-15 мая 2011 года проходил городской литературный конкурс (как говорят, на данный момент единственный в Челябинске) «XXI облако». Полигоном для проведения был выбран физико-математический лицей № 31. Еще задолго до начала конкурса в холле тридцать первого собралось много людей, которых я раньше никогда не видел в нашей школе. Это были участники конкурса, взбудораженные и заинтригованные...

Название «XXI облако» конкурс получил не из-за того, что проводился в 21 раз или в 21-ом веке, а потому что на самом первом конкурсе был двадцать один участник. Более того, предыдущее “Облако” было проведено 11 лет назад, а одиннадцать, как упомянул директор лицея № 31 Александр Попов, - это честное число (потому что в нём ОДИННАДЦАТЬ букв).

Мои наручные часы показали ровно 15.00, и толпа юных литераторов потянулась наверх: конкурс проходил в читальном зале лицея. Кроме самих участников конкурса, которых было около тридцати человек, полюбоваться на юных деятелей литературы пришли их друзья, родные, организаторы конкурса, учителя лицея и, конечно же, жюри! Следует сказать, что это был уже второй тур конкурса. Первый был заочным, проводился по интернету, и в результате отбора во второй тур прошло около тридцати счастливчиков из восьмидесяти.

Кстати, о жюри. Мудрым сфинксом предстал пред нами Александр Иванович Пастернак. Сфинксом он был, потому что перед каждым выступлением задавал участникам коварные и непростые вопросы о творчестве. К счастью, все конкурсанты успешно справились с этим заданием, никто не пострадал. Остальной состав жюри был представлен педагогом Еленой Васильевной Баталовой, которая была главным организатором конкурса вместе с поэтом Константином Сергеевичем Рубинским, а также поэтом Ириной Марковной Аргутиной, музыкантом Мариной Игоревной Бушмелевой и директором Челябинского книжного магазина “Библио-Глобус” Ольгой Вахитовой.В конкурсе приняли участие представители семи школ города.

Возрастной промежуток участников был грандиозным: от самых маленьких (5-6 класс) до старшеклассников (10 класс). Собственно, из участников самым старшим был я.

На открытии конкурса каждый из жюри произнес пламенную речь, но лично мне больше всех запомнился монолог Александра Попова. В тандеме математики и поэзии зачастую рождаются до безумия красивые и до красоты безумные вещи. Вот о них и рассказывал Александр Евгеньевич, и к нему были обращены десятки загоревшихся после такого приветствия глаз. Также конкурс “виртуально” приветствовали московские “звёзды” писатель Сергей Шаргунов и главный редактор журнала “Октябрь” Ильдар Абузяров.

А К. Рубинский поприветствовал участников так:

 

Поэзия похожа на облако.

Бесплотное, но видимое.

Прекрасное, но неосязаемое.

Высокое, но человечное.

Пышное, но лёгкое.

Независимое, но летящее вместе с ветром.

Будем же

легки и прекрасны,

человечны и независимы,

нежны и высоки.

Будем как облака.

 

После этого  началась главная часть «Облака». Участников начали вызывать для представления своих работ. При этом порядок был грамотный: прозаики и поэты шли “вперемежку”, в общем алфавитном порядке, и слушатели просто не успевали уставать от однообразия жанров. Жюри в ходе выступления что-то записывало на своих листочках, лично меня это очень заинтриговало, ведь прочитать мнение на их лицах при этом было невозможно - воистину, вот великие актеры!

Я оказался на своеобразном «экваторе», ровно на середине списка выступающих. После моего выступления конкурс перевалил за половину.

Мне очень запомнилось выступление Оксаны Трусовой из 94 школы. Она единственная из всех конкурсантов положила свои стихи на музыку, что, по моему мнению, в тандеме с ее прекрасным голосом дало неописуемый эффект.

Последним выступил пятиклассник Матвей Шолохов из 11 лицея, он отлично закончил главную часть конкурса! Ну конечно, с такой фамилией грех завершить плохо!

Затем всех участников попросили немного проветриться, чему все были очень рады, а жюри стало обсуждать работы и готовиться к следующей части, а это было задание написать литературный экспромт. Никто не знал, что ждет участников, и все были очень заинтригованы. Вот что нам предложили сделать: давалось несколько тем (например, такая строчка: “Ах, как светятся поэты по ночам!”). После оглашения тем участникам давался листочек, ручка и 15 минут для написания стихотворения, рассказа, эссе. По истечении срока жюри собрало работы, и на этом первый день конкурса подошёл к счастливому финалу.

Второй день фестиваля начинался в 11.00. Я прибыл в школу за полчаса до начала и сидел около входа в лицей. Мимо меня проходили уже знакомые люди, которые были немножко обеспокоены и напряжены. Все ждали результатов. Дабы немного сбавить напряжение, я с улыбкой всем желал доброго утра.

Когда я зашел в зал, Елена Васильевна уже приветствовала участников. После этого все отправились на мастер-классы, которые проводили Константин Сергеевич Рубинский и Ирина  Марковна Аргутина. Я побывал на мастер-классах обоих педагогов. Ирина Аргутина сразу “взяла быка за рога” и обозначила тему нашей беседы: какими качествами должно обладать произведение, чтобы стать успешным? Ребята отвечали, обсуждали, охотно вступали в диалог. Мастер-класс Ирины Марковны был больше теоретическим, в то время как занятие Константина Сергеевича  имело сугубо практический характер. Мы подбирали эпитеты и метафоры, говорили о предсказуемости сюжета и авторской лексики, пытались предугадать ход текста или отдельного стихотворения. Это было живо и полезно. Что мне больше всего запомнилось из мастер-класса Константина Сергеевича: он выдал нам два четверостишия, с одним пропущенным эпитетом, который мы должны были “угадать”, додумать сами. Оба эти эпитета наша группа угадала в точности так, какими они замышлялись у авторов. Вот эпитет из одного четверостишия Радислава Рапушина, который угадал ваш покорный слуга:

 

Снег прошел, и усталый пёс,

пробегающий налегке,

хлопья тающие пронёс

на дымящемся языке.

 

Одновременно с “детскими” мастер-классами для родителей и педагогов-гостей Е. Баталова и А. Пастернак проводили круглый стол на тему воспитания литературно-творческих способностей у школьников.

После занятий напряжение начало увеличиваться в геометрической прогрессии! В читальном зале началось награждение. Вызывали по одному, члены жюри жали руки выходившим, дарили книги собственного сочинения, вручали дипломы, но самой главной наградой был аплодисменты остальных участников и зрителей. Награждение проходило по трём номинациям: просто дипломанты, дипломанты в номинациях и лауреаты.

Довольные и расслабившиеся, все потянулись вниз, сделать групповую фотографию участников на фоне весеннего майского дня. Свежесть улицы была компенсирована горячим чаем, пирогом и другими вкусностями, которые предложили всем участникам, дабы завершить прекрасное событие. Во время поедания сладостей и распития чая лауреатов стали «донаграждать» кружками и футболками от Челябрегионгаза. Футболки были маленького размера, по-моему «S», и на меня моя футболка не налезла, зато я обменял ее на книжку А. Е. Попова у Вани Балдина, который здорово сочиняет в жанре “фэнтези”. Мы оба остались довольны

Чай был выпит, пироги съедены, и участники стали расходиться.

Я не жалею что принял участие в этом конкурсе. Я получил уйму удовольствия и опыта, познакомился с другими литераторами, которые оказались очень интересными в общении. Думаю, другие ребята согласятся со мной. Так что конкурс считаю удавшимся и жду продолжения! А совсем скоро выйдет альманах “XXI облако”, в который войдут лучшие работы участников!

Антон Орёл, ученик 10-а класса ФМЛ № 31

 

 

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

 

Дипломанты

Иван Балдин, лицей № 31
Оксана Рачилова, лицей № 31
Юна Беляева, лицей №11
Мария Михайлова, лицей № 11

Дипломанты в спецноминациях

Бакалинская Александра, номинация «Философская лирика»
Баранова Ксения, школа № 67, номинация «Чувство юмора в поэзии»
Долгова Анастасия, школа № 1, номинация «Интеллектуальное начало в поэзии»
Изместьева Екатерина, школа № 67, номинация «Реалистичность и жизненность в прозе»
Кривошеина Надежда, лицей № 31, номинация «Теплота и человечность в творчестве»
Мандрикова Анастасия, лицей № 31, номинация «Тонкое чувство времени»
Павлова Ольга, село Варламово, номинация «Стилистическое совершенство малой прозы»
Попов Семен, лицей № 31, номинация «Умение передать лирическое настроение»
Пязок Оксана, лицей № 31, номинация «Лучшее эссе»
Трусова Оксана, школа № 94, номинация «Гармоничное сочетание музыкального и поэтического начал»
Тарасенко Полина, лицей № 11, номинация «Лучший образ в прозе»
Туктарова Анита, школа № 94, номинация «Лаконизм и остроумие в самом коротком жанре»
Фокша Ксения, школа № 67, номинация «Удачный поэтический дебют»
Шолохов Матвей, лицей № 11, номинация «Гражданственность в поэзии»

Лауреаты конкурса

Бабушкина Полина, школа № 67
Бутакова Софья, школа № 67
Орёл Антон, лицей № 31
Ромакер Юрий, школа № 67
Салаватова Анастасия, лицей № 11
Семенова Анна, школа № 48
Сидорова Анастасия, лицей № 11
Тажетдинова Аниса, школа № 84

 

Еще события

7.09.2011

Аналогичные памятники культуры известны только в странах дальнего зарубежья.  Зюраткульский геоглиф сопоставим, например, со знаменитыми изображениями в пустыне Наска в Южном Перу.

2.09.2011

Естественнонаучный лицей № 13 в Троицке (Челябинская область), здание которого построено еще до революции, в 1900 году, торжественно открыл новый корпус.

31.08.2011

Фестиваль книги и чтения «Челябинск читающий» состоится в Челябинске 4 сентября. Под девизом «Читай и процветай, Челябинск!» он соберет на Кировке южноуральских книголюбов уже шестой раз.

31.08.2011

На фестивале «Дни высокой музыки», который пройдет с 8 по 17 сентября, этот уникальный инструмент представит южноуральцам скрипач Дмитрий Коган.

24.08.2011

В десяти школах Южного Урала откроются лаборатории для талантливых детей – на их создание каждое образовательное учреждение получит по 1 млн. рублей.

23.08.2011

В концерте под названием «Классика большого города» примут участие лучшие мастера классической музыки.

21.08.2011

В рамках августовской педконференции работники системы образования смогли не только выслушать доклады об итогах старого учебного года и задачах на новый, но и поучаствовать в ток-шоу, принять награды и оценить рок-выступление директоров школ.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".