Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Аркаим, фольклор, прокуратура. Записки современного гида

Аркаим, фольклор, прокуратура. Записки современного гида


В историко-культурном заповеднике Аркаим 6 и 7 июля прошел IV Международный фольклорно-этнографический фестиваль евразийских народов «На Ивана, на Купалу». Веселиться, возрождать народные обычаи и напитываться энергией космоса приехали более полутора десятков фольклорных коллективов из Казахстана, Башкирии и Челябинской области, несколько сотен туристов и корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Дорога до Аркаима из Челябинска длинна и нудна – не менее пяти часов, даже если гнать, не жалея машины. Чтобы время пролетело быстрее, лучше всего взять пассажирами иностранцев. Они не дадут соскучиться, восхищаясь просторами и задавая вопросы: «А почему столько земли ничем не заполнено, не вспахано и не застроено?», «А почему летом над входом в церковь все еще висит пасхальное приветствие Христос Воскрес, неужели нельзя сделать съемные банеры с подсветкой?», «А почему на стоянке сходить в туалет стоит пять рублей, но там мокро и грязно?». Отвечая на вопросы иноземцев, мудреешь на глазах. Но к концу пути утомляются и они – лишь изредка приветствуя негромким визгом очередного суслика, перебегающего дорогу. Да, еще вопрос. «Почему вы давите сусликов?». Потому что они медленно бегают.

На Аркаиме иностранцев тоже бросать нельзя. Они ведут себя как восторженные дети, попавшие на экскурсию в бригаду спецназа. «Вау, это туалет?», «Вау, здесь вы спите?», «Вау, вы ходите по этим камням!? Если вы подвернете ногу, вам оплачивают страховку?» и прочее вау-вау. Впрочем, сфотографировав все вокруг, накупив полведра сувениров, сбегав поочередно на гору Покаяния, гору Желаний и гору Любви, пройдя по всем спиральным кругам и заботливо затыкав бумажки с желаниями под камни (предварительно уточнив – «Ваши боги поймут по-английски?»), они успокаиваются. Им уже не нужно точно показывать, где спали, ели и работали древние арии, тем более что до настоящего городища – более полутора километров. Иноземцев можно приткнуть к костру слушать песни и заняться собственным духовным состоянием вкупе с анализом обстановки.

Фольклорная обстановка на этот раз была прекрасна. Себя показать и на других посмотреть приехали более полутора десятков народных коллективов плюс любители этно, народные целители с поклонниками и просто туристы. Встречались и организованные группы – по большей части, предпенсионного и пенсионного возраста. Эти отдыхали радостнее всех, участвовали в любых затеях без исключения, включая плетение венков и прыжки через костер, на сакральные горы бегали вприпрыжку по нескольку раз и отчаянно флиртовали. Смотреть на них было приятно. Молодежь тоже старалась не отставать, крутила файеры, молотила в этно-барабаны и голосила частушки, но до взрослых дядь и теть им было далеко.

Бытовая обстановка тоже кое-чем радовала. Несмотря на неожиданно дешевое пиво – в среднем, 60 рублей за бутылку, гости фестиваля, в основном, ударяли по питьевой воде «Аркаим», поэтому пьяных не было видно. Вполне приемлемый шашлык можно было купить за 150 рублей, миску домашней лапши за 40, а чаю напиться и вовсе бесплатно – если присесть рядом с хорошей компанией.

Когда стемнело, дорогу на гору Желаний, она же Шаманиха, выложили сотнями горящих свечей, и она стала похожа на взлетно-посадочную полосу для инопланетян. Пить чай с травами, болтая ногами в холодной речке Караганке, смотреть на гору и звезды, слушая рокот барабанов – удовольствие высшей пробы. В этот момент тихонько верить в духов древних ариев начинают даже упертые атеисты. Однако утром атеистический взгляд на мир опять начинает преобладать – в основном, пробужденный вопросами неугомонных иностранцев. «Как поднимаются на священные горы ваши инвалиды? Почему ни одного из них не видно в лагере?», «А почему в туалете вечером нет света?», «Когда ваш мистер Путин был в музее, там было все так же?». Последний вопрос был задан осторожнее, чем предыдущие. Иностранцы правильно предполагали, что замученные вопросами русские огрызнутся – «чем вам не нравится наш Путин и наш музей?». Выяснилось, что музей понравился всем, кроме внешнего вида. «Он какой-то уже облезлый, и рядом деревянный туалет. Ваш Путин ходил в этот туалет?». Сошлись на том, что не ходил – иначе там была бы табличка.

Скользкую тему с туалетом стерли впечатлениями от речки Караганки. Днем в ней распустились мраморные лилии, а в прозрачной воде вилась многочисленная рыбная мелочь, которую можно было кормить белой булкой. Изредка за булкой из камышей резко метались крупные рыбины и так же резко исчезали. «Выживают только параноики», – глубокомысленно заявил кто-то из наших. Мимо по мосту шествовала компания, ведомая сухощавой дамой-целительницей на гору Любви. «Внимательно осознавайте знаки, вдруг на вас сядет насекомое или вы споткнетесь. Это все знаки. Старайтесь осознать, о чем вы думали в этот момент». Группа целимых кивала и озиралась, ища знаки. «Я думал о том, как поеду с горы на.. этом.. попом? Это какой знак мне о чем?», – задался очередным вопросом иноземец. Целительница брезгливо промолчала.

Между тем, в толпе радостных любителей этно, русской частью нашей компании были замечены суровые не по погоде фигуры. Вместо окружающего мира, они рассматривали бумаги и хмурились, из чего было явственно видно, что они представляют контролирующие органы. Российский глаз-алмаз не подвел – фестиваль посетили прокурорские работники вкупе с сотрудниками Росреестра. Поначалу они проверили торговые палатки по одну сторону шлагбаума, перекрывающего дорогу на турлагерь, чем вызвали волнение арендаторов. Потом по другую, чем вызвали волнение дирекции турлагеря. Как позже сообщил корреспонденту Агентства новостей «Доступ» прокурор Кизильского района Денис Бадьин, совместная проверка вызвана жалобой неназванного лица на предпринимателя Заплатина.

«Нам поступило заявление о том, что предприниматель Заплатин, являющийся собственником земельного участка, располагает торговые павильоны арендаторов на земле заповедника. Мы проверили, это не нашло своего подтверждения. Предприниматель оштрафован за нецелевое использование земли сельхозназначения. Также в самом туристическом лагере нами проверены четыре торговых павильона, которые не сразу предоставили документы, проверка пока продолжается», – рассказал он.

Предприниматель Александр Заплатин в разговоре оказался более эмоционален. По его словам, он уже два года пытается перевести свою землю из сельхозназначения в общее пользование. На его участке ни пахать, ни сеять все равно нельзя, зато существует бизнес-план, по которому вместо фанерных павильончиков должны появиться коттеджи для туристов, с банями и септиками, чтобы не стыдно было. Есть и возможность взять беспроцентный кредит, идею «на ура» поддерживают туроператоры Магнитогорска, но все упирается в мрачное противостояние Кизильского совета депутатов, который статус этих земель изменять не хочет. «На днях будем писать официальное письмо Юревичу. Он за малый бизнес, за развитие туризма. Мы законов не нарушаем, заповеднику не мешаем. Будем водить экскурсии, создадим приличный вид», – горячился Заплатин, вопрошая, нравится ли нам то, что мы наблюдаем в действительности.

Ответить было сложно. Южноуральская природа прекрасна вне наличия действий людей. И любителей этно, приехавших напитываться энергией космоса, армейские условия турлагеря вполне устраивали. Наши иноземцы так и вообще были в восторге от «рашн-экзотики». С другой стороны, наши иностранные знакомые уже приучены есть, что дают, спать, где положат, носить на попе пенку с веревочками, а на ногах берцы с шерстяными носками, и громко вопросов не задавать. Однако, для развития туризма на Южном Урале надо рассчитывать и на других – привыкших к комфорту или контролируемому дискомфорту. Но даже и не в них дело. Основные потоки в областную казну от посещения заповедника понесут российские туристы. Примером Челябинской области может служить Свердловская с ее природным парком Оленьи ручьи, где вполне удалось совместить заповедную нетронутость с громадными людскими потоками.

О том, что Аркаим нужно адаптировать для активного туризма, говорится не первый год. Но тащась вполноги за организаторами фестиваля, удалось подслушать разговор в тональности «надоели туристы, не дают заниматься наукой». Подслушивать нехорошо, мы знаем. Поэтому и переводить иноземцам ничего не стали. Они, кстати, и не поняли бы – как можно не желать зарабатывать деньги.

 

Екатерина Минеева

 

Источник: АН «Доступ»

 

Еще события

2.02.2016

Южноуральские грызуны в очередной раз благополучно проспали свой праздник...

23.07.2015

Во время раскопок на территории историко-археологического заповедника «Аркаим» археологи обнаружили хорошо сохранившийся человеческий скелет с черепом вытянутой формы. Интересно, что подобный обычай вытягивать черепа существовал у древних египтян, а также индейцев.

7.05.2015

1 мая историко-археологический заповедник «Аркаим» открыл очередной туристический сезон. В этот день заработали почти все экскурсионные маршруты.

4.07.2014

5-7 июля в заповеднике Аркаим пройдет фольклорно-этнографический фестиваль евразийских народов «На Ивана, на Купалу. Молодецкие забавы». Форум собирается уже в девятый раз и традиционно собирает более 5 тысяч зрителей.

6.07.2013

В программе праздника дегустация блюд национальной кухни, выступление фольклорно-этнографических коллективов. А на главной площадке развернется музыкально-хореографический конкурс. 

16.06.2013

Поистине удивительное путешествие по легендарным местам России совершают в эти дни участники экологического автопробега «У последней черты» по маршруту Москва - Аркаим - Москва.

6.11.2012

С одной стороны, перед нами путеводитель по Аркаиму, дающий подробное представление о жизни и быте таинственных обитателей аркаимской степи. С другой – уникальное исследование, сверхзадача которого – максимально реконструировать само мировоззрение древних ариев.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".