Аркаим, фольклор, прокуратура. Записки современного гида
В историко-культурном заповеднике Аркаим 6 и 7 июля прошел IV Международный фольклорно-этнографический фестиваль евразийских народов «На Ивана, на Купалу». Веселиться, возрождать народные обычаи и напитываться энергией космоса приехали более полутора десятков фольклорных коллективов из Казахстана, Башкирии и Челябинской области, несколько сотен туристов и корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Дорога до Аркаима из Челябинска длинна и нудна – не менее пяти часов, даже если гнать, не жалея машины. Чтобы время пролетело быстрее, лучше всего взять пассажирами иностранцев. Они не дадут соскучиться, восхищаясь просторами и задавая вопросы: «А почему столько земли ничем не заполнено, не вспахано и не застроено?», «А почему летом над входом в церковь все еще висит пасхальное приветствие Христос Воскрес, неужели нельзя сделать съемные банеры с подсветкой?», «А почему на стоянке сходить в туалет стоит пять рублей, но там мокро и грязно?». Отвечая на вопросы иноземцев, мудреешь на глазах. Но к концу пути утомляются и они – лишь изредка приветствуя негромким визгом очередного суслика, перебегающего дорогу. Да, еще вопрос. «Почему вы давите сусликов?». Потому что они медленно бегают.
На Аркаиме иностранцев тоже бросать нельзя. Они ведут себя как восторженные дети, попавшие на экскурсию в бригаду спецназа. «Вау, это туалет?», «Вау, здесь вы спите?», «Вау, вы ходите по этим камням!? Если вы подвернете ногу, вам оплачивают страховку?» и прочее вау-вау. Впрочем, сфотографировав все вокруг, накупив полведра сувениров, сбегав поочередно на гору Покаяния, гору Желаний и гору Любви, пройдя по всем спиральным кругам и заботливо затыкав бумажки с желаниями под камни (предварительно уточнив – «Ваши боги поймут по-английски?»), они успокаиваются. Им уже не нужно точно показывать, где спали, ели и работали древние арии, тем более что до настоящего городища – более полутора километров. Иноземцев можно приткнуть к костру слушать песни и заняться собственным духовным состоянием вкупе с анализом обстановки.
Фольклорная обстановка на этот раз была прекрасна. Себя показать и на других посмотреть приехали более полутора десятков народных коллективов плюс любители этно, народные целители с поклонниками и просто туристы. Встречались и организованные группы – по большей части, предпенсионного и пенсионного возраста. Эти отдыхали радостнее всех, участвовали в любых затеях без исключения, включая плетение венков и прыжки через костер, на сакральные горы бегали вприпрыжку по нескольку раз и отчаянно флиртовали. Смотреть на них было приятно. Молодежь тоже старалась не отставать, крутила файеры, молотила в этно-барабаны и голосила частушки, но до взрослых дядь и теть им было далеко.
Бытовая обстановка тоже кое-чем радовала. Несмотря на неожиданно дешевое пиво – в среднем, 60 рублей за бутылку, гости фестиваля, в основном, ударяли по питьевой воде «Аркаим», поэтому пьяных не было видно. Вполне приемлемый шашлык можно было купить за 150 рублей, миску домашней лапши за 40, а чаю напиться и вовсе бесплатно – если присесть рядом с хорошей компанией.
Когда стемнело, дорогу на гору Желаний, она же Шаманиха, выложили сотнями горящих свечей, и она стала похожа на взлетно-посадочную полосу для инопланетян. Пить чай с травами, болтая ногами в холодной речке Караганке, смотреть на гору и звезды, слушая рокот барабанов – удовольствие высшей пробы. В этот момент тихонько верить в духов древних ариев начинают даже упертые атеисты. Однако утром атеистический взгляд на мир опять начинает преобладать – в основном, пробужденный вопросами неугомонных иностранцев. «Как поднимаются на священные горы ваши инвалиды? Почему ни одного из них не видно в лагере?», «А почему в туалете вечером нет света?», «Когда ваш мистер Путин был в музее, там было все так же?». Последний вопрос был задан осторожнее, чем предыдущие. Иностранцы правильно предполагали, что замученные вопросами русские огрызнутся – «чем вам не нравится наш Путин и наш музей?». Выяснилось, что музей понравился всем, кроме внешнего вида. «Он какой-то уже облезлый, и рядом деревянный туалет. Ваш Путин ходил в этот туалет?». Сошлись на том, что не ходил – иначе там была бы табличка.
Скользкую тему с туалетом стерли впечатлениями от речки Караганки. Днем в ней распустились мраморные лилии, а в прозрачной воде вилась многочисленная рыбная мелочь, которую можно было кормить белой булкой. Изредка за булкой из камышей резко метались крупные рыбины и так же резко исчезали. «Выживают только параноики», – глубокомысленно заявил кто-то из наших. Мимо по мосту шествовала компания, ведомая сухощавой дамой-целительницей на гору Любви. «Внимательно осознавайте знаки, вдруг на вас сядет насекомое или вы споткнетесь. Это все знаки. Старайтесь осознать, о чем вы думали в этот момент». Группа целимых кивала и озиралась, ища знаки. «Я думал о том, как поеду с горы на.. этом.. попом? Это какой знак мне о чем?», – задался очередным вопросом иноземец. Целительница брезгливо промолчала.
Между тем, в толпе радостных любителей этно, русской частью нашей компании были замечены суровые не по погоде фигуры. Вместо окружающего мира, они рассматривали бумаги и хмурились, из чего было явственно видно, что они представляют контролирующие органы. Российский глаз-алмаз не подвел – фестиваль посетили прокурорские работники вкупе с сотрудниками Росреестра. Поначалу они проверили торговые палатки по одну сторону шлагбаума, перекрывающего дорогу на турлагерь, чем вызвали волнение арендаторов. Потом по другую, чем вызвали волнение дирекции турлагеря. Как позже сообщил корреспонденту Агентства новостей «Доступ» прокурор Кизильского района Денис Бадьин, совместная проверка вызвана жалобой неназванного лица на предпринимателя Заплатина.
«Нам поступило заявление о том, что предприниматель Заплатин, являющийся собственником земельного участка, располагает торговые павильоны арендаторов на земле заповедника. Мы проверили, это не нашло своего подтверждения. Предприниматель оштрафован за нецелевое использование земли сельхозназначения. Также в самом туристическом лагере нами проверены четыре торговых павильона, которые не сразу предоставили документы, проверка пока продолжается», – рассказал он.
Предприниматель Александр Заплатин в разговоре оказался более эмоционален. По его словам, он уже два года пытается перевести свою землю из сельхозназначения в общее пользование. На его участке ни пахать, ни сеять все равно нельзя, зато существует бизнес-план, по которому вместо фанерных павильончиков должны появиться коттеджи для туристов, с банями и септиками, чтобы не стыдно было. Есть и возможность взять беспроцентный кредит, идею «на ура» поддерживают туроператоры Магнитогорска, но все упирается в мрачное противостояние Кизильского совета депутатов, который статус этих земель изменять не хочет. «На днях будем писать официальное письмо Юревичу. Он за малый бизнес, за развитие туризма. Мы законов не нарушаем, заповеднику не мешаем. Будем водить экскурсии, создадим приличный вид», – горячился Заплатин, вопрошая, нравится ли нам то, что мы наблюдаем в действительности.
Ответить было сложно. Южноуральская природа прекрасна вне наличия действий людей. И любителей этно, приехавших напитываться энергией космоса, армейские условия турлагеря вполне устраивали. Наши иноземцы так и вообще были в восторге от «рашн-экзотики». С другой стороны, наши иностранные знакомые уже приучены есть, что дают, спать, где положат, носить на попе пенку с веревочками, а на ногах берцы с шерстяными носками, и громко вопросов не задавать. Однако, для развития туризма на Южном Урале надо рассчитывать и на других – привыкших к комфорту или контролируемому дискомфорту. Но даже и не в них дело. Основные потоки в областную казну от посещения заповедника понесут российские туристы. Примером Челябинской области может служить Свердловская с ее природным парком Оленьи ручьи, где вполне удалось совместить заповедную нетронутость с громадными людскими потоками.
О том, что Аркаим нужно адаптировать для активного туризма, говорится не первый год. Но тащась вполноги за организаторами фестиваля, удалось подслушать разговор в тональности «надоели туристы, не дают заниматься наукой». Подслушивать нехорошо, мы знаем. Поэтому и переводить иноземцам ничего не стали. Они, кстати, и не поняли бы – как можно не желать зарабатывать деньги.
Екатерина Минеева
Источник: АН «Доступ»
Еще события
2.02.2016
|
23.07.2015
|
7.05.2015
|
4.07.2014
|
6.07.2013
|
16.06.2013
|
6.11.2012
|