Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Поэзия без претензии, или По направлению к Цвету

Поэзия без претензии, или По направлению к Цвету
АНДРЕЙ ЯНШИН

 

О сборнике стихов Александра Самойлова «Киргородок»

 

Поэт – это эстетика? Это форма? Это сладостное пение под аккомпанемент незримой арфы?

Поэт – это мужество, мужество, во-первых, быть честным с собой и, во-вторых, мужество устремляться к истоку (души, мира, языка). Одно рождается из другого.

 

Книжечка у меня в руках (тираж – 200 экз., печать трафаретная, на ризографе, что ли?) плохонько оформлена, текст местами (ближе к корешку) не пропечатан вовсе, но как-то ее это не портит. Потому что нет в содержимом амбиции, напора, «поэзии», если хотите; потому что оно уходит в песок буден, как эта жизнь, точнее, та жизнь, которую мы называем жизнью…

Последние годы ловил себя на мысли, что не могу, ну никак, читать стихи современных авторов. Возьмешь сборник, полистаешь – и захлопнешь (речь не о классиках, конечно, вроде Кушнера и Седаковой). А тут – прочитал весь, с интересом. Потому, наверное, что нет в нем претензии. На поэзию, на форму, на модернизм, на постмодернизм, на -изм и т.д. Эка невидаль, скажете, – сколько графоманов пишут без претензий.

Но, вот ведь в чем дело, – графоманы выпускают потоки раскрашенных слюнями и пузырями эмоций, на любом околопоэтическом сайте этого добра навалом… А у нашего автора «пузырей» не видно. Его, автора то есть, в его стихах – очень мало. Как герой завершающей сборник новеллы, автор истаивает, удаляется от нас, уменьшается в бесконечной перспективе уходящего времени. Согласитесь, что «мало автора» - это как-то, скажем, не по-современному. Минимализм нынче не в моде. А Самойлов как-то отодвигается в сторону, и это интригует.

Начиная читать, впрочем, видишь «прием», понимаешь, что автор (а они литинституты кончали) играет в простоту, в эстетику «ничего не надо выдумывать», но постепенно почему-то эту эстетику принимаешь. Она незаметно начинает восприниматься как-то дыхательно, словно – действительно – не стихи перед тобой, а монологи, бормотания, обрывки случайно сказанных фраз.

Но вот ведь штука – фразы случайны, а настроение, интенция в них – одна. И эта интенция, это отношение к жизни, оно и заставляет поверить, дочитать, уважать.

Кстати, уважать автора – это критерий. Я не могу вспомнить, кого бы я «зауважал», читая его стихи, в последние -надцать лет. Стихи могут нравиться или нет, но они как бы живут отдельно от их создателя, и не возникает мысли, как в случае с гениями, перенести свое отношение к ним – на человека. А тут – перенес.

Нет, Самойлов не гений, он, скорее, сознательно в противофазе, но это и вызывает уважение, вызывает перенос со стихов – на человека. Налицо некое поэтическое смирение, без подпрыгиваний, тыканий себя в грудь и без поэтической присядки. За этим видится экзистенция, видится отчаяние, видится душа. Суть сборника, действительно, в кромешном отчаянии (осознаваемом ли до конца автором?), в отчаянии от того, что «оледенело сердце» века. И пусть пишется:

 

Мне нравится время такое –

мир накрепко белым прошит.

И сердце мое ледяное

уже не болит.

 

ан нет, не веришь, и  читается, по закону автора же, иное: как, как прорваться сквозь это бесцветное время, как вернуть душе (миру) краски, как не умереть заживо?..

Пожелаем автору: пройти сквозь отчаяние, не заблудиться в нем, не заблудиться в бесцветном мире, увидеть то невидимое Солнце, что рождает не только все цвета видимой радуги, но все краски и цвета незримой очами души.

Пожелаем поэту мужества – оставаться Поэтом. Пожелаем мужества – от искренности себя прийти к искренности истока. К Большим вещам Мира. К метафизике.

 

8.02.2016

С детства и юности, под давлением социума, мы теряем чувство (нам врожденное) Идеи. Чувство Идеи нас самих, Идеи этого мира. Падаем в морок театра теней. И вспоминание, как показывает нам автор книги Марина Борская, есть одна из немногих возможностей вернуть себе это чувство… вернуться – к себе.

О томе стихов Бориса Слуцкого, составленном Бенедиктом Сарновым
5.06.2013

"...Будучи одним из известнейших поэтов советской эпохи, Слуцкий, пожалуй, больше прочих пострадал от цензурной редактуры. К тому же, предпочтя замалчиванию и писанию стихов в стол хоть какую-то возможность печататься, он сам уродовал многие стихи только для того, чтобы они увидели свет".

Колонка Андрея Яншина
20.03.2013

Макаренко был удивительно сдержанный человек – и удивительно страстный. Внешняя сдержанность помогала ему выливать свою педагогику в чеканные формы, уместные в той эпохе. Но внутренняя страстность, великая страсть, великое его Делание Человека «прожигало» те формы, которые сам он и создавал.

Андрей Яншин. Жизнь под библиотечной сенью...
1.08.2012

"Странно, библиотека – другая, другое помещение, другие книги смотрят на тебя корешками, да и прошло уже столько десятилетий, но запах, аромат – абсолютно тот же… Какой полиграфист объяснит эту метаморфозу, точнее – эдакое волшебное постоянство? Ведь запах – едва ли не самое эфемерное, что есть на свете…"

31.05.2012

День защиты детей – это событие. Ежегодно в этот день звучат торжественные речи и заклинания, взрослые дяди и тети вереницами тянутся в детские дома и детсады, обремененные дарами и улыбками. Не секрет, что для очень многих из них это бремя – на один день, сбросил – и пошел дальше. Социальная ответственность называется.

Андрей Яншин
23.09.2011

Наткнулся на новость – в Челябинск приезжает со своим гала Ульяна Лопаткина. Что-то задело, заглянул в Яндекс-фотки – и понеслось… Вот она – жизнь чувств, вот она – женщина, свободная от навязываемого социумом образа, вот она – красота…

Андрей Яншин
22.08.2011

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Андрей Яншин
3.08.2011

"Талант, самый главный, глубинный, это не просто способность – это способность следовать законам мира. В чем тогда талант человека?.. Как флейта не может звучать, если нет в ней пустого пространства, так человек не может быть подлинно талантлив, если нет в нем этой священной жажды освободиться от груза эго. Впустить в себя бесконечность..."

Андрей Яншин
28.07.2011

"...и вот, картина художника доступна для всего города: копию ее повесили на левом крыле фасада Публичной библиотеки. Можно вроде бы порадоваться, но вот незадача: чтобы рассмотреть эту сравнительно небольшую работу, нужно подойти к ней совсем близко..."

Андрей Яншин. Размышления на полях
20.06.2011

Американским астрономам удалось зафиксировать уникальное «космическое событие» - поглощение звезды черной дырой. Интересно, что в отчетах о происшедшем новостные агентства используют вполне человеческие «параметры» и лексику.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".