Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Индейцы отавалос: прошлое и настоящее

Индейцы отавалос: прошлое и настоящее
ВИКТОРИЯ КОСЯКОВА

 

У подножия горы Имбабуро раскинулось огромное озеро Сан-Пабло. В этой живописной долине находится известный индейский город Отавало, названный по имени народа, населяющего его.

Судьба индейцев отавалос непростая. Оказав героическое сопротивление завоеванию инков, они потеряли в этом кровопролитном противостоянии много мужчин и женщин.

С приходом испанцев на отавалос обрушились новые беды. Сначала эпидемии ветряной оспы и других европейских детских болезней, к которым не был готов иммунитет индейцев, выкосили большую часть населения.

Затем в 1541 году испанцы потребовали от отавалос выставить мужчин для участия в экспедиции Гонсало Писарро, целью которой были поиски мифической страны Эльдорадо. В очень тяжелых условиях в течение двух лет экспедиция пробивалась через девственные амазонские джунгли, пройдя невероятное расстояние от Кито до Атлантического океана. В экспедиции участвовало 4000 индейцев и 300 испанцев. Из испанцев выжили 80 человек, а из индейцев в живых не осталось никого.

Для небольшого народа это стало настоящей бедой, и перепись населения 1582 года регистрирует немногим более 5 тыс. мужчин — представителей отавалос. А в 1868 году произошла новая беда: глубокой ночью землетрясение почти полностью разрушило город, завалив спящих людей.

Несмотря на все трудности, отавалос сегодня — одна из самых богатых индейских народностей в Эквадоре, известная своим трудолюбием и умением вести коммерческие дела. Главная специализация отавалос, заслужившая им известность во многих странах мира, — изготовление текстильных изделий. Вот уже много веков мужчины и женщины изготовляют уникальные вещи из хлопка, шерсти ламы, овцы и других горных животных.

Главная площадь города Отавало — так называемая плаза Пончо (площадь Пончо) — настоящий праздник для глаз: на ветру развеваются яркие платки, разноцветные пончо, огромные ковры поражают богатством орнаментов. Руки сами тянутся пощупать мягкие ткани шарфов, теплых перчаток, шапочек, сумок... Считается, что даже само название «отавало» означает на древнем индейском наречии «покрывало, всех накрывающее».

Отавалос слывут прекрасными торговцами. Они искусно апеллируют к чувствам клиента, а рассказывают о своем товаре так, что устоять просто невозможно.

Торговать они учатся смолоду. Нередко на рынке можно наблюдать трогательную сцену: ребенок торгуется с туристом, поглядывая на мать, которая стоит тут же, наблюдая за ходом дела, давая советы на языке кечуа. Берегитесь: вы непременно потеряете контроль над собой на площади Пончо и оставите здесь все свои деньги... Правда, могу вам обещать, вы об этом не пожалеете.

Многие отавалос свободно говорят по-английски, по-французски, по-немецки, по-японски и разъезжают по всему миру, ведя успешный бизнес. В Европе эта ручная работа из экологически чистых материалов высоко ценится, и путешествующие отавалос имеют возможность неплохо обеспечивать свои семьи. Многие поклонники стиля этно в Европе, сами того не зная, носят изделия, сделанные руками этого народа. В последнее время некоторые москвичи также стали щеголять аксессуарами от отавалос.

При столь активном общении с внешним миром этот народ до XXI века сохранил традиции своих предков.

Для настоящих отавалос носить национальную одежду является признаком самоуважения, поэтому в любой точке мира вы без труда их узнаете. Иногда в зале ожидания в аэропорту Амстердама (транзитном пункте при перелете Москва — Кито) можно встретить гордых отавалос, стоящих в очереди на посадку в своих неизменных народных костюмах.

Одежда женщины-отавалос состоит из белой блузки с вышитыми цветами, wallcas (нити из бисера золотистого цвета, обернутые в несколько рядов вокруг шеи), makiwatanas (нити из мелкого красного коралла вокруг запястий), mama chumbi (красный широкий пояс вокруг талии), двух юбок — верхней и нижней, а также покрывала на голове для защиты от солнца.

Мужчину-отавалос можно узнать по пончо, шляпе, белой рубашке и, самое главное, длинной косе, в которую заплетены его черные как смоль волосы.

Белый цвет является главным в одежде представителей отавалос. Он символизирует духовную чистоту человека. При этом, каким бы трудом ни занимался отавалос, его одежда всегда отличается сверкающей белизной — без единого пятнышка. Как им это удается, остается лично для меня загадкой, так же как и то, как этому небольшому народу удалось пройти через все испытания истории и превратности глобализации, не только сохранив себя, но сказав свое слово в заграничной моде.

Источник: chaskor.ru

 

Самые необычные имена, которые давали детям в СССР
21.09.2012

Саши, Сани и Шурики были и будут всегда. По статистике в России во все времена, не исключая и советские, мальчиков чаще всего называли и называют Александрами. Но после событий 1917 года в обиход вошли имена, которые в святцах никак не найти.

Интервью с К.А. Ямиловым, музыкантом и педагогом, создавшим в Челябинске уникальный Музей музыкальных инструментов и этнографии
8.08.2012

"В нашей коллекции есть инструменты, которых в России всего несколько штук. Есть неаполитанские мандолины, американская мандолина очень хорошего качества. Есть афганский рубок, редчайший старинный инструмент. Старинная флейта из черного дерева, русские свирели. Есть белый баян – авторская работа".

Аркадий Малер - о переименовании улиц
4.07.2012

"Памятник - это моральная оценка, это символ того, что данный человек является для нас ориентиром в чем-то очень важном и мы должны быть ему благодарны. И если государство сохраняет какой-то памятник, значит, оно признает эту моральную оценку".

Отрывок из книги «Домашние средства аюрведы»
2.07.2012

Аюрведическая традиция включает в себя знания о том, какая пища подходит для конкретного человека, как правильно готовить пищу, каких сочетаний пищи следует избегать, какие привычки питания нужно вырабатывать и от каких желательно избавляться.

Краткое введение в аюрведическую и йогическую традиции питания
24.04.2012

Соблюдать все рекомендации по йогически-аюрведическому питанию трудно: их много, они порой выглядят необычно и к ним надо привыкнуть. Но хотя бы часть правил можно сделать основой своего режима питания, а часть рецептов - добавить в свою личную поваренную книгу.

О происхождении, облике, месте жительства и т. д.
30.12.2011

Согласно одной из версий, “прапрадедом” современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым, как русские морозы, нравом.

Александр Попов. Размышляя о Времени
27.05.2011

Имя – величина переменная, оно от тебя зависит. А время не дели: неделимо оно, неделимым и будет. Ибо время – это жизнь.

Андрей Яншин. Попытка диссидентских размышлений
21.05.2011

В языке амондава нет слова "время", а также обозначений таких периодов времени, как "месяц" и "год". Люди амондава не упоминают своих возрастов. Просто, переходя из одного периода своей жизни в другой, или меняя свой статус в племени, индеец амондава меняет имя.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".