Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

О галереях современного искусства в Челябинске

ЕВГЕНИЙ ТКАЧЕВ
О галереях современного искусства в Челябинске

 

Галереи современного искусства в Челябинске — это, как правило, некоммерческие организации, имеющие перед собой культуртрегерскую, то есть просветительскую функцию. Что же движет челябинскими галеристами?

 

OkNo в Европу

Галерея OkNo находится там же, где и студия-театр «Манекен» (у них даже зрители совпадают), — в подвальчике рядом с Международным факультетом ЮУрГУ.
Галерея работает по приглашению университета, но официально она в его структуру не входит. Что еще интересно, хотя основная аудитория «Окна» это студенты, из ЮУрГУ приходит меньше всего народу. Чаще всего галерею посещают ребята из ЧелГУ, педагогического университета и Академии культуры и искусств.

— Аудитория наша немногочисленна, — замечает арт-директор галереи Светлана Шляпникова, — постоянных посетителей, наверное, не больше пятисот. В списке рассылки их, впрочем, несколько больше — девятьсот. Плюс еще есть вот какой момент: пусть некоторые люди уже уехали из Челябинска, но они продолжают следить за деятельностью «Окна».

Галерея, к слову, открылась десять лет назад (в марте этого года был юбилей). Она возникла, как говорит Светлана, потому что «был круг художников, с которыми мы общались и у которых не было реальной возможности выставляться». Причем, это были не только челябинские художники.

— Круг наших знакомств был широкий, — продолжает Светлана, — были люди из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, из зарубежья — Германии, Англии, Америки. В следующем сезоне, кстати, мы хотим поработать с Францией.

Сезон в галерее, среди прочего, открыт с сентября по начало июня. Этот график обусловлен тем, что все люди, занятые в галерее, занимаются в прямом смысле волонтерством, совмещая его с основной работой (Светлана, например, трудится старшим научным сотрудником в Музее искусств). А летние каникулы — время отдыха.

— Плюс надо готовить проекты для следующего сезона, — замечает арт-директор «Окна». — Если проекты поддержаны грантами, то у нас их бывает десять за сезон. Откуда берутся гранты? Они, как правило, исходят из американских благотворительных фондов — фонда Сороса и фонда Форда. Европейские фонды очень опасливо относятся к России. Чтобы получить грант из европейского фонда, надо, например, чтобы художник непременно был из Европы. Со своими российскими проектами галерея не может заявляться в эти фонды для получения грантов.

Экспонаты в галерее выставляются самые разные (это и инсталляции, и видеоарт, и прочие). И хотя, как говорит Светлана, «искусство не может существовать без финансовой поддержки, бывает, что иногда выставки в «Окне» делаются при нулевых бюджетах, хотя без затрат все равно не обходится».

Когда речь заходит о месседже или, проще говоря, миссии галереи, Светлана формулирует ее без запинки: «Наша задача всегда была в помощи и поддержке начинающих художников. Мы никогда не ставили перед собой цель продавать произведения, да и в Челябинске это практически невозможно. Нам интересно было выстроить творческую лабораторию, где создается искусство и как-то осмысляется окружающая действительность».

Когда я интересуюсь у Светланы, почему все-таки так мало народу приходит в галерею, она замечает, что тут дело даже не в современном искусстве как таковом, а в падении интереса к искусству вообще.

— Плюс, опять же, есть еще одна проблема — у нас в Челябинске нет арт-критики, — замечает Шляпникова. — У нас нет людей, которые могли бы профессионально прокомментировать какие-то культурные события, создать им имидж. У нас слишком много звеньев отсутствует.

— Получается, что в Челябинске галеристы работают на собственном энтузиазме, галереи посещает мало народу, и нет критики.

— Мне кажется, что в нашем случае — да, — неутешительно резюмирует Светлана.

 

Магия чисел

Впрочем, не стоит бить тревогу. Все не так уж плохо. По крайней мере, в этом меня убеждает художественный директор галереи 10,06 Полина Ляпустина.

— Сейчас мы открываем второй сезон, — говорит Полина, — в сентябре нам будет ровно два года. Почему в названии галереи цифры? Вы уже не первый кто об этом спрашивает. Это, как можно догадаться, дата — десятое июня. Но она секретная (улыбается). На самом же деле, когда мы выбирали название, мы очень хотели иметь такое наименование, которое будет нас как-то позиционировать. Но среди обилия русских и иностранных слов ничего не нашли.

Зато нам приглянулась философия, что существует в Челси — есть в Нью-Йорке такой район галерей. Там они в большинстве своем называются номерами и, прежде всего, отличаются друг от друга спецификой, а не наименованием. Поэтому мы решили, что хотим быть известными в Челябинске, благодаря тому, что делаем, а не тому, как мы называемся.

Это 10,06, кажется, удалось. По крайней мере, галерея сейчас явно на слуху, а на Ночи музеев в ней было достаточно народу.

— На посещаемость мы не жалуемся, — признается Полина, — я знаю, что на наши выставки приходят от полутора до двух тысяч людей. Плюс в отеле кто-то постоянно ходит между этажами и натыкается на выставленные работы.

Почему в отеле? Дело в том, что 10,06 находится на втором этаже Park City Hotel, что является, наверное, не самым очевидным местом для галереи.

— Может быть, такое решение неожиданно для Челябинска, но в мировой практике оно достаточно широко распространено, — невозмутимо парирует Полина. — У нас с директором отеля Мариной Карелиной изначально была договоренность, что несмотря на то, что мы здесь находимся на льготных условиях, отель никак не может влиять на политику галереи. Разве что, поскольку актуальное искусство бывает разное, никакой «порнографии» мы не показываем. Да и провокация провокации рознь, особенно если она сделана в рамках искусства.

Галерея обычно делает шесть проектов в год. Одна выставка в среднем обходится в пятнадцать тысяч рублей.

— Мы все делаем из семейного бюджета (второй владелец галереи — муж Полины Дмитрий. — Прим. авт.), — рассказывает художественный директор, — благо, у нас есть дизайн-студия «Ляпустин» (названная в честь дедушки Дмитрия — Александра, известного челябинского фотографа и журналиста). А это все-таки смежные отрасли — дизайн и искусство. Поэтому из того, что зарабатываем, мы и оплачиваем.

Что касается искусства, то в галерее чаще всего выставляются графические работы. Потому, наверное, говорит Полина, что сейчас актуальное искусство среди классических техник развивается именно в этом русле. Если же говорить о художниках, то тут существуют два основных направления. Это молодые художники и просто художники из других городов, которых интересно обсуждать. Обсуждения и семинары, кстати, одна из главных установок галереи.

— Мы не хотели просто вывешивать работы и сопроводительный текст к ним, — замечает Полина. — Задумали приглашать художников или искусствоведов, чтобы они обсуждали экспозиции со зрителями. Именно эти обсуждения должны были помочь посетителями понять современное искусство и полюбить его.

Полина полна оптимизма и верит, что в Челябинске в будущем может появиться свой центр и музей современного искусства:

— Мы считаем, что Челябинск — город больших возможностей. Когда с чем-то работаешь и видишь, что результат налицо, это окрыляет. Когда люди, которые знали меня до замужества, говорят: «Полина, мы узнали об одной классной галерее. Она называется 10,06. Ее открыла Полина Ляпустина. Ты же интересуешься искусством, ты должна пойти», я говорю им: «Вообще-то это моя новая фамилия. И они в шоке».

 

Источник: Южноуральская панорама

 

 

вокруг проекта

Выставка с таким названием откроется 18 октября в Челябинском краеведческом музее. В один день, 27 августа 2011 года, люди из разных уголков бывшего СССР вышли на улицы с фотоаппаратами. Более трех тысяч фотографов-любителей сделали сорок тысяч снимков СССР через двадцать лет после его исчезновения.

В Выставочном зале Союза художников семья троицких живописцев Левшичей, чьи работы украшают частные коллекции ценителей прекрасного от Америки до Японии, представила на суд челябинской публики новые полотна.

В истории мировой практики эта выставка, пожалуй, единственный случай, когда шедевры мирового искусства такого уровня будут представлены в стенах университета.

3 февраля в Челябинске открывается выставка работ Вальтера Розенблюма (1919-2006) – одного из пионеров американской документальной фотографии, предтечи современного арт-фото. Его называют еще «мастером честного кадра».

В краеведческом музее открылась персональная выставка челябинского фотографа Виталия Воронина. В коллекции собрано 80 черно-белых фотографий, снятых в советское время – 70-80-е годы прошлого века.

В краеведческом музее представлены работы как в традиционных для автора жанрах, так и в новых. Объединяет все экспонаты тема любви к Уральскому краю, а вдохновили художницу на создание образов уральские писатели Павел Бажов, Серафима Власова, Юрий Подкорытов, а также башкирские легенды.

Выставка «Сердце на палитре» демонстрирует всю широту творческого диапазона Церетели. Рельефы, круглые скульптуры, эмали, графика, шелкография, живопись – в общей сложности около 140 работ, выполненных за последние два десятилетия.

Творческое объединение «Каменный пояс» подготовило выставку, посвященную выдающемуся кинорежиссеру, актеру, кинодраматургу Сергею Герасимову. Выставка будет экспонироваться на стендах галереи «Открытый город» на Кировке до конца декабря.

Выставка с таким названием открылась в Краеведческом музее Челябинска.

Серия «Соприкосновение» – это часть более крупного цикла работ, отражающего давний интерес американской художницы Анны Богатин к невербальной коммуникации, интерес к миру, существующему ЗА пределами слов.

Так называется открывшаяся в музее книги ЧГАКИ выставка из личной коллекции ректора академии В.Я.Рушанина. На ней представлены альбомы, характерные для культуры российского общества конца XIX – начала XX вв.

Выставка, представленная до 4 ноября в арт-центре «Журавль», понравится и взрослым, и детям. Ее лавный герой – игрушечный мишка, но не простой, а особенный. Два десятка расписных игрушек – как два десятка холстов, каждый из которых наглядно демонстрирует неповторимый стиль своего автора.

На экспозиции в краеведческом музее будет представлено 60 черно-белых фотографий 1930-70-х годов. У трапа самолета запечатлены Ив Сен-Лоран, Луи Армстронг, Альбер Камю, Эдит Пиаф, Коко Шанель, звездная пара Ален Делон и Роми Шнайдер и т. д.

В Краеведческом музее открылся первый на Южном Урале фестиваль афиш. Основа его программы – выставки. Одна из них уже работает в зале краеведческого музея. На ней представлены афиши театров Оренбурга, Сызрани, Челябинска и области, а также театра Schauspielhaus из Вены.

В Челябинске открывается выставка «Истории из бабушкиного буфета: занимательные рассказы о сладостях и лакомствах». Выставка рассчитана на детскую аудиторию, однако тема, предложенная специалистами краеведческого музея, может удивить и взрослых.

В Челябинске на площади перед публичной библиотекой стартовал уникальный проект «Открытый вернисаж», посвященный 275-летнему юбилею столицы Южного Урала.

В Челябинске продолжаются работы по подготовке open-air вернисажа.

Фасады зданий областного центра украсят работы южноуральских художников.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".