Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Жизнь по закону Страдания

Жизнь по закону Страдания
МАХАТМА ГАНДИ (1869-1948)
Мыслитель, руководитель движения за независимость Индии
Текст: Наталья Нехлебова

 

15 августа 1947 года Британская Индия получила независимость. Бывшая колония была разделена на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан. Миллионы эмигрантов оставили свои дома и двинулись в путь, чтобы найти убежище в стране своей веры. В новорождённых странах мусульмане убивали индусов, те сжигали целые деревни. В Дели начались страшные мусульманские погромы.

Маленький сухой старик объявляет голодовку. Семнадцатую в своей жизни. Шесть дней он ничего не ест. Об ухудшении его состояния сообщают радио и газеты. От тысяч людей он требует — прекратите убивать.

Через шесть дней в Дели подписывают перемирие.

Мохандас Ганди выпивает стакан апельсинового сока.

В ранней юности Мохандас пробовал брать уроки танцев, учился играть на скрипке. Съел несколько кусочков мяса. В сущности, это всё, чем он позволил себя соблазнить. Всю свою жизнь Ганди занимался самоограничениями и самодисциплиной. Сам он называл свою жизнь экспериментом с истиной. Можно ли считать эксперимент неудавшимся, если экспериментатор погиб от руки человека, которого он хотел научить любви? Вскоре после получения Индией независимости Ганди был убит религиозным фанатиком-индусом.

Во время учёбы в Лондоне Ганди впервые прочёл «Бхагавад-Гиту». Он изучал Библию, Коран. Большое влияние оказали на него и размышления Льва Толстого о непротивлении злу насилием. При столкновении с жестокой реальностью жизни в английских колониях все эти идеи сошлись у Ганди в уникальную философию — сатьяграха. «Упорство в истине». Это совершенно нестандартный метод борьбы с политическим противником. Для победы необходимо добиться полной гармонии с ним. И даже понимать и учитывать его интересы.

В Южной Африке — британской колонии — в 1906 году был опубликован закон, который индийцы назвали «чёрным». Все 150 тыс. индусов, проживающие в Южной Африке, обязаны были сдать отпечатки пальцев, получить регистрацию и допускать проверки в своих домах. Отцы семейств обещают убить первого английского полицейского, который посмеет войти к ним в дом.

В это время Мохандасу Ганди 37 лет. Он работает в Южной Африке юрисконсультом торговой компании. У него четверо детей. Мохандас очень строгий вегетарианец, не пьёт даже молоко. Кроме того, он принял обет брахмачарья — полного полового воздержания. Свои принципы Ганди никогда не нарушал.

В тот год в Южной Африке Ганди впервые включился в правозащитную борьбу. Первая его реакция на принятие «чёрного закона» была такой: «Лучше умереть, чем согласиться».

Но после переговоров с правительством Ганди неожиданно призывает индусов добровольно пройти регистрацию. Он надеется на благородство противника. Ему обещана фантастическая вещь — после регистрации закон отменят. «Последователь сатьяграхи навсегда распростился со страхом, он никогда не боится доверять своему противнику», — говорит Ганди. По дороге на регистрационный пункт индусы обвиняют его в предательстве и жестоко избивают. Ганди ставит отпечатки своих пальцев на регистрационной бумаге. «При этом я видел, что у мистера Чамней (английский чиновник) стояли слёзы на глазах, — впоследствии напишет Ганди. — Я часто очень резко выступал против него в печати. Но здесь я убедился, как события могут смягчить сердце человека». Большинство индусов, потрясённые примером Ганди, добровольно проходят регистрацию. Английское правительство не отменяет закон. Ганди просто обманут.

Тем временем складывается очень удачная ситуация для проведения забастовок индийских рабочих. Бастуют европейские служащие южноафриканских железных дорог. Правительство может оказаться между двух огней. Но Ганди заявляет: «В намерения индийцев не входит создавать затруднения правительству». Ганди останавливает нарастающую бурю. Такое неслыханное благородство обманутого борца за справедливость вызвало смущение английских чиновников. Один из них сказал Мохандесу: «Я не люблю ваш народ и совсем не склонен помогать им, но как мне быть? Я часто хотел бы, чтобы вы прибегли к насилию так же, как бастующие англичане, и тогда бы мы сразу знали, как поступить с вами. Но вы не желаете вредить даже врагу... Это делает нас совершенно беспомощными».

Восемь лет Ганди упорствовал в своём великодушии. И люди, окрылённые мечтой о возможности добиться свободы без крови, шли за ним. Тысячи людей голодали, совершали марши протеста. Ганди вёл переговоры с английским правительством. В итоге в 1914 году «чёрный закон» был отменён. Ганди вернулся в Британскую Индию.

На фронт Первой мировой войны Англия поставила 985 тыс. индийских солдат. «Если средние слои населения добровольно окажут помощь правительству в час испытания, то недоверие исчезнет и запрещение носить оружие будет снято», — неожиданно говорит Ганди. Кроме того, сотрудничество с правительством может быть оценено. Ганди не просто надеется, он упорно верит, что на добро отвечают добром. В тот момент у него единственный раз проскальзывает мысль, противоречащая всем его убеждениям: вооружить Индию.

В конце войны вместо благодарности Англия сжимает колонии горло. Выходит закон: «Всякий, кто словами, либо произнесёнными, либо предназначенными для чтения, или жестами, или изображениями, или другими способами возбуждает или пытается возбудить недовольство правительством, учреждённым законно в Британской Индии, подлежит следующему наказанию: пожизненной ссылке на каторгу, или ссылке на другие сроки, или тюремному заключению на срок от трёх лет со штрафом или без оного».

Ганди начинает борьбу за получение Индией независимости «на основе установления джентльменского взаимопонимания с Англией». 30 марта 1919 года он организует всеиндийский хартал. Это молитвенное воздержание от деловой активности, сопровождающееся постом. Одновременно закрываются сотни тысяч лавок, не работают базары, пусты государственные учреждения. Проще говоря, вся Индия не вышла на работу.

Зародившаяся воля к свободе влечёт за собой бунты. А всего через неделю наступает развязка — «бойня в Амритсаре». Площадь Джалианвала-Багх обнесена высокой каменной стеной. На этой площади английские военные расстреливают мирный митинг. Солдаты целятся туда, где толпа гуще. Всё, во что верил Ганди, в чём он убеждал индусов, утоплено в крови. Ненасилие оборачивается чудовищным насилием. Ганди заявляет, что он допустил ошибку, «огромную, как Гималаи». И призывает остановить всякое сопротивление.

В 1920 году Ганди приступает к новому этапу убеждения Англии «осуществлять не империалистическое высокомерное маневрирование, направленное на завоевание мирового господства, а искренне стремиться служить общим интересам человечества». Ганди призывает индийцев к «несотрудничеству». Это значит свести до минимума контакты с англичанами. Не вступать с ними в деловые отношения, не посещать правительственные школы, уйти со всех постов, которые индусы занимали в английской администрации. Индусы перестают покупать английские товары. В каждом доме на ручной прялке индийские женщины шьют одежду для своих семей. Повсеместно индусы начинают сжигать приобретённые ранее английские ткани. Толпы индусов окружают англичан, спешащих на работу, и просто не дают им пройти. Английское производство несёт большие убытки. В самой Англии начинают бастовать рабочие ткацких фабрик, которым вынуждены урезать зарплату.

4 февраля в городке Чаура-Чаури жители, вдохновлённые кампанией несотрудничества, сжигали приобретённые ранее индийские ткани. Отряд полиции начал их разгонять, избивая участников. На помощь избитым бросились соседи, и полицейские поспешили укрыться от толпы в участок. Но это не помогло — толпа подожгла здание полиции, и 21 человек заживо сгорел.

Ганди в очередной раз останавливает сатьяграху. В знак раскаяния за то, что он призвал незрелых людей к активным политическим действиям, он объявил голодовку. Тем не менее Ганди продолжает верить, что если сатьяграха станет единственным средством борьбы, путь к новой Индии существенно сократится. Просто нужно вырастить сознание индусов до полного принятия принципов ненасилия.

Появляются добровольцы — специально подготовленные отряды активистов сатьяграхи, которых власти называли «лейтенантами ненасилия». Они следили за тем, чтобы во время проведения мирных акций не происходило внезапных вспышек насилия.

Следующим своим актом Ганди пытается бороться с соляной монополией Англии. Он, как всегда, информирует правительство обо всех предстоящих акциях в рамках уважительного диалога. Ганди ведёт людей к морю, где выпаривает из морской воды символическую горстку соли. Индусы прекращают покупать английскую соль и занимаются кустарным выпариванием соли. Страна в очередной раз вскипает. В Калькутте и Пешаваре расстреливают мирные демонстрации. В Пешаваре несколько сот человек убиты и ранены. Но два взвода стрелков отказываются стрелять по безоружным. Они даже стали брататься с демонстрантами, отдавать им своё оружие. Митингующие были в основном мусульманами, а солдаты индусами. Многие соратники Ганди расценили такой поступок как самое яркое свидетельство восприятия идеи ненасилия. Однако Ганди решительно осудил солдат за невыполнение приказа стрелять. Они нарушили дисциплину, ослушались принципа. Какая армия будет у свободной Индии, если её солдаты ослушиваются приказа?!

Очень странное противоречие. Свои идеи бесконечной любви ко всему, в том числе к врагу, Ганди пытался вживить в мир ХХ века. В мир двух мировых войн, в мир двух бесчеловечных диктаторов. Он хотел вырастить добро на почве самой кровавой эпохи. Он пытался идти на компромиссы с помощью жесточайшей дисциплины и железного принципа. Он изводил дисциплиной своё тело и разум. Не требовал, но предполагал, что это будут делать другие, чтобы воспитать в себе любовь к человечеству. «Я решился дать Индии древний закон Самопожертвования, закон Страдания», — говорил Ганди.

Ганди спрашивали, что могут сделать евреи в свою защиту. Как им противостоять фашизму? Как свидетельствует Луис Фишер в книге «Ганди и Сталин», в 1938-м Ганди ответил, что немецким евреям следует совершить коллективное самоубийство и тем самым «вызвать возмущение всего мира и немецкого народа бесчеловечностью гитлеровского режима».

В современной Индии Ганди — отец нации, практически святой. «Иисус Христос, Шива и Ганди — хорошие боги», — сказал мне 16-летний мальчик-индус. Ганди действительно походил на Иисуса Христа, который пытался бороться за свободу. Он любил врага своего, смиренно шёл в тюрьму, готов был пожертвовать своей жизнью. Но реальность слишком неоднозначно реагирует на идеалы.

События в округе Дхаршана стали апофеозом свободного принятия страданий. Жители округа собирались занять соляные варницы, принадлежавшие англичанам. Полиция перекрыла вход. Полицейские были вооружены длинными деревянными палками с металлическими набалдашниками. Демонстранты построились в колонну на дороге перед входом в варницы. Первая шеренга двинулась вперёд. На головы людей посыпались удары. Все сбиты с ног. В крови их оттаскивают к перевязочному пункту. На место упавших подходит вторая шеренга. Удары дубинок. Люди молча принимают их на себя, пока в состоянии стоять. Они даже не поднимают рук, чтобы защититься. Эта трагедия вызвала резонанс в Европе. Все были возмущены действиями англичан.

В конце концов после 30-летней борьбы Ганди победил. В 1947 году над Красным фортом в Дели поднялся индийский флаг. Англичане ушли. Только Ганди не участвовал в торжествах. Праздник не приносил ему радости. Он предвидел кровопролития, которые повлечёт за собой появление Пакистана. В первые годы после разделения погибло почти миллион человек. Ганди противился разделению Индии, но не смог его предотвратить. Может, это и было той задачей, которую он упустил в своей упорной борьбе за истину или за иллюзию?

Нет окончательных данных, возможно ли противостоять оружию любовью. Но своей жизнью Ганди внёс свет вдохновения в хаос ХХ века. И его последователи на руинах мировых войн продолжали лелеять всходы абсолютного ненасилия.

Источник: chaskor.ru

 

Вокруг

Статья Н.В.Ликвинцевой о Симоне Вейль

"В 1937 году я провела два чудесных дня в Ассизи. И там, в маленькой романской часовне XII века Santa Maria della Angeli, несравненном чуде чистоты, где часто молился святой Франциск, что-то, что было сильней меня, заставило меня в первый раз в жизни встать на колени".

Жизнетворческий смысл приёма «остранения» у Толстого

Толстой со своей проповедью остался чужим. Потому, что большинство не способно прорваться через забор «затемнений». Мы сформированы культурой, системой понятий, мы воспитаны родителями и школой. Мы наполнены ценностями. Как же мы можем полностью от всего этого отказаться?!

Первую леди йоги мир знает под именем Индры Деви, но мало кому известно, что знаменитая йогиня родилась и выросла в России, а звали ее тогда Евгения Петерсон-Лабунская.

В круге

Из автобиографии Махатмы Ганди

"Я больше не слепец, не влюбленный до безумия муж и уже не наставник своей жены. Кастурбай могла бы при желании быть со мной теперь столь же нелюбезной, каким я прежде бывал с нею. Мы - испытанные друзья, и ни один из нас не рассматривает другого как объект похоти".

Из автобиографии Махатмы Ганди

"Я сам все время разыгрывал сцены из "Харишчандра". "Почему всем людям не быть такими же правдивыми, как Харишчандра?" Этот вопрос задавал я себе днем и ночью. Следовать истине и пройти через все испытания подобно Харишчандре - таков был мой идеал, навеянный пьесой".

Из автобиографии Махатмы Ганди

"Ищущий истину должен быть смиреннее праха. Мир попирает прах, но ищущий истину должен настолько смириться, чтобы даже прах мог попрать его. И только тогда, а не прежде, он увидит проблески истины".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".