Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Всем по нраву может быть только бездарь..."

"Всем по нраву может быть только бездарь..."
АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ
Текст: Лидия Садчикова

 

13 сентября 2011 года у А.Розенбаума - юбилей. Ему исполняется 60. Поздравляем мэтра отечественной бардовской песни и публикуем интервью с ним, своеобразно предваряющее это событие.

Интервью из архива челябинской журналистки Лидии Садчиковой (октябрь 2010).

 

Афиши, гласившие, что Розенбаум выступит в Челябинске в рамках юбилейного тура, дезориентировали многих зрителей, в том числе и меня, хотя знакомы с Александром Яковлевичем, Сашей, 26 лет. Впервые он выступал в нашем городе, когда ему было 33 года – возраст Христа, это я хорошо запомнила. Однако не стала заниматься арифметикой, пошла и купила в подарок любимые им конфеты фирмы "Южуралкондитер".

А публика пришла в оперный зал с праздничными букетами, их после каждой песни несли на сцену. Кстати, на концертах Розенбаума двух прошлых кризисных лет можно было найти несколько свободных мест, а нынче – аншлаг. После концерта за кулисами огромный букет шикарных бордовых роз (возможно, числом шестьдесят) преподнес Розенбауму глава "Челябинскрегионгаза" Юрий Фишер, явный поклонник музыканта.

Еще перед началом, дождавшись окончания обязательной репетиции и вручив Александру свой традиционный ежегодный сладкий подарок, осторожно спросила, как проходит юбилейный тур. В ответ услышала:

– Если ты не забыла, мне сейчас 59 лет, юбилей у меня в следующем сентябре. Не собираюсь прощаться со сценой, не буду ее целовать, но намерен подвести определенный итог. Поэтому заранее начал обкатывать праздничную программу, начав этот тур концертами в Израиле, откуда мы прилетели в Челябинск.

Окончательный вариант сформируется к сентябрю следующего года, когда мне исполнится 60. Это не значит, что сегодняшние концерты сырые. Они тщательно выстроены, хорошо отрепетированы. Но в процессе тура буду наблюдать за реакцией публики и в зависимости от этого вносить изменения в программу. Чтобы ее окончательный вариант был совершенным, с которым не стыдно подойти к Господу.

– Другие юбиляры предпочитают устраивать сценические сюрпризы.

– Меня не волнует, как себя ведут другие. Я надеюсь на соучастие уважаемой мною публики. Хочу понять, чего слушателям больше хочется, какие песни они лучше принимают. И вношу коррективы. Могу, например, из военного цикла убрать "Дай мне минуту", вставив "Красную стену". А в так называемом блатном цикле заменить "Толстого фраера" на "Нинку, как картинку". Ввел в программу много старых вещей, хотя в последнее время написал немало новых песен.

– Собственно, ты на любом своем концерте чутко реагируешь на состояние публики.

– Если вижу, что зрители чем-то подавлены, допустим, произошедшей накануне какой-то социальной трагедией, а в программе есть минорные песни, по ходу концерта меняем их с коллегами на более оптимистичные – подливаем, так сказать, бальзама, чтобы людям стало полегче. У нас в репертуаре большое количество произведений, отойти от намеченной программы – не проблема.

– С годами песни пишутся легче или тяжелее?

– Тяжелее. Не потому, что возраст мешает, хотя у меня он уже "уставший", отдыхать бы надо больше. Просто сегодня работаем в скоростном режиме. В 80-х годах, как ты помнишь, мы приезжали в Челябинск на неделю или даже на десять дней, а теперь гастролируем в ритме "бум-бум-бум". Дико устаю. Чем больше гастрольной работы, тем меньше времени для творчества. Не скрываю: после такой пахоты все чаще хочется гитару в руки не брать, а, скажем, полистать газеты, поинтересоваться событиями в стране и в мире.

– Уже в качестве рядового гражданина, а не политика?

– Точно. Срок моих полномочий как депутата Государственной Думы истек в 2007 году. Я получил необходимый опыт и теперь снова занимаюсь только творчеством. Будучи депутатом, сделал немало хорошего. Мое дело – сцена, песни. Вот моя политика, нравится это кому-то или нет. Знаю, что далеко не все относятся ко мне лояльно, есть масса людей, которые меня терпеть не могут. Что ж, пусть. Всем по нраву может быть только бездарь, который никого ничем задеть не может.

– А тыл у тебя есть? Он тебе нужен?

– Покой мне нужен, друзья мне нужны, верные люди. А тыл мне зачем? Я люблю свою страну, критикую ее, когда считаю нужным, или хвалю. Живу по своим принципам, имею собственное мнение. Не беру и не даю взяток. Не ворую деньги. Не убиваю людей. Чего мне бояться?

Сегодня меня очень напрягает то, что у нас в стране власти по-прежнему принимают людей за идиотов. Когда Лужкова снимают с должности и говорят, что все его подчиненные – коррупционеры, открывая двадцать уголовных дел, хочется спросить: о чем же они раньше думали, лет пять, а то и десять тому назад?

И ведь это становится "традицией". Назначают человека мэром Владивостока, изначально зная, что он уголовник, и "погоняло" имеет блатное. Потом "удивляются": ой, да он же преступник.

Я бы мог перечислить фамилии людей, хотя делать этого не буду, занимающих высокие посты и при этом капитально связанных с криминалом. Что же это такое! Когда это кончится? Да, Лужков такой-сякой. А что, вы раньше не знали? Вы кричали про Черкизон, а кто все это подписывал, кто разрешал?

Власти должны действовать открыто и честно, а не фарисействовать. Чиновники, мол, живут не по средствам… Некоторых для устрашения посадили. Да они практически все так живут, в каждом городе это есть. Что, вверху об этом раньше не знали? Тогда либо селите чиновников в трехкомнатные квартиры, либо не арестовывайте их за трехэтажные дома. Это же, как дважды два.

Зачем держать народ за дураков! Мы всё видим, слышим, а если чего не знаем – додумаем. Пусть не все 150 миллионов россиян, но за 50 миллионов умных людей я ручаюсь.

– Ты, наверное, чаще других ездишь по России, вдоль и поперек ее изъездил. Как люди-то живут?

– По-прежнему все выкручиваются, чтобы жить лучше. В общем, с выкрутасами живут. Понятно ведь, что учителя и врачи не могут существовать на зарплату. Так дайте людям льготы, дайте посильные кредиты. Помогите наладить малый бизнес, как это делают во всем мире.

Не могут сельчане выжить на доход от картошки, за которую получают копейки. Сады россиян завалены фруктами, а мы покупаем синтетику. Мы жрем марокканские яблоки, а свои урожаи гниют. Потому что у наших бабок нет денег на взятку Минсельхозу или кому-то еще. Французы бастуют по этому поводу. Они ставят на границе кордоны при ввозе импортных фруктов и овощей.

А наши прославленные фабрики музыкальных инструментов! Они умирают, а в гримерных Кремлевского дворца съездов стоят пианино английского производства Knight – "Рыцарь". На них играть невозможно, это дрова. "Красный Октябрь" делает гораздо лучше.

У нас сегодня в эфире много западной дискотеки и мало русской и советской музыки с ее огромными традициями. Почти не звучат песни Соловьева-Седого, Матусовского, Эшпая, Баснера. Они неформат. А "Фабрики звезд" – формат? Об этом многие говорят, не только я один. И обо всем этом пытаюсь сказать еще и своими песнями.

– Спасибо за них! Напоследок – блиц-опрос. Что тебя может оттолкнуть от человека при первом знакомстве?

– Чванство.

– Что в людях раздражает больше всего?

– Снобизм и зависть.

– О чем тебя бесполезно просить?

– Провезти через границу контрабанду.

– Что мог бы делать своими руками?

– Лес валить.

– На что ежедневно не хватает времени?

– На сон.

– О каком несовершенном поступке сожалеешь?

– Детей мало родил.

– Есть ли что-то, чем ты в себе недоволен?

– Многим.

– Сколько дней отпуска можешь позволить за один раз?

– Не больше двух недель.

– За что готов переплатить без сожаления?

– За профессиональную необходимость.

– Сумма наличных денег, без которой чувствуешь себя некомфортно?

– В кармане? Десять тысяч рублей.

– Какие черты поколения твоих родителей тебе импонируют?

– Трудолюбие.

– Реалии советского времени, о которых вспоминаешь с ностальгией.

– Коммунальные квартиры.

– Определяющие, на твой взгляд, приметы современной России?

– Беспредел.

– Каким видишь себя в обозримом будущем?

– Желательно, уютным пенсионером.

Последний ответ, вероятно, такой же искренний, как все предыдущие. Однако я уверена: пенсионного уюта Розенбауму долго не захочется. Он полон энергии и творческой силы. Его голос звучит молодо и мощно.

 

В круге

Интервью с легендарным джазистом Леонидом Чижиком

"Без моего мира, мира моментального творчества, я себя не представляю. Моя философия заключается в том, что есть правда момента. Нужно иметь огромное уважение к этой йоте времени, мельчайшему дроблению его".

Интервью с Ростиславом Геппом (2008)

"Что касается дня рождения "Ариэля", то мы восстановили историческую справедливость. Ярушин авторитарно вел отсчет с 1971 года, когда он возглавил группу. Это неправильно. Первое выступление "Ариэля" как коллектива состоялось на праздничном вечере в ночь с 1967 на 1968 год".

Интервью с Александром Пороховщиковым. Челябинск, январь 2004

"Перед женщинами я готов стоять на коленях... Я всегда страдаю: ну почему мне не дано рожать? Будете смеяться, но я с природой не согласен: в области интимных отношений надо было людей от животных отделить. Поцеловались бы мужчина и женщина, а от поцелуя ребенок родился. Я целовался бы через каждую минуту..."

Интервью с бывшим челябинцем, архитектором института «Метрогипротранс» Николаем Шумаковым

Под руководством Н.И.Шумакова,  лауреата премии «Светлое прошлое», запроектированы и построены многие станции столичного метрополитена, первый в Москве вантовый, то есть висячий мост, крупнейший в Европе аэровокзальный комплекс «Внуково-1». В числе его работ – и первая линия Челябинского метрополитена.

Интервью с Зурабом Церетели

"Я не обижаюсь на критику... Не считаю себя великим. Я не гений, а прораб. А камертоном моих произведений станет время".

О своем искусстве рассказывают представители династии Багдасаровых

"Почему людям кажется, что в цирке мучают животных? Вы бы знали, сколько мы вкладываем здоровья, сил, энергии, чтобы звериных детенышей, от которых в зоопарках отказываются матери, поставить на четыре лапки и сделать из них артистов".

Интервью с Анной Бутаковой

– Когда налаживается контакт, тогда и начинается портрет.

– Тяжелая работа?

– Для меня – самая главная в жизни, и самое большое наслаждение. Рассветы еще будут, и цветы заново зацветут, а люди уходят...

Беседа с Сергеем Семянниковым

"Талант – размытое понятие. Критериев четких нет. Но по-моему «талант» сродни совести. Есть талант – должна быть совесть".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".