Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

В поисках Коктебеля

Гора Святая. Коктебель (Этюд)
СТАНИСЛАВ ШЛЯХТИН
Художник
Текст: Алиса Рак

Последнее десятилетие имя художника Стаса Шляхтина все чаще звучит из уст искусствоведов. Уже четверть века С. Шляхтин живет в Коктебеле и создает удивительные, яркие картины. Одни знатоки живописи его ругают, другие восхваляют до небес, но главное то, что нет людей равнодушных к его работам. Сам Станислав Михайлович не любит, когда его именуют художником, так как считает, что только создавший шедевр достоин этого высокого звания. Он называет себя живописцем и, шутя, добавляет: «Пишу я живо, то есть быстро».

Досье

Станислав Михайлович Шляхтин родился 25 июля 1942 года. В 1968 году окончил Харьковское художественное училище, театрально-декорационное отделение. В 1980 году поселился в Коктебеле. В 1992 году участвовал в выставке в Италии, через год в Москве прошла его персональная выставка, а в 2006 году - персональная выставка «Экспрессия образа» в Центре искусств им. С.Дягилева в Санкт-Петербурге. Не женат. Отец двоих сыновей.

Второй художник в семье

Станислав Шляхтин родился в Павлограде Днепропетровской области. Он был младшим сыном в крестьянской семье, причем разница в возрасте с братом и сестрой составляла более десяти лет. Поэтому Стас рос любимцем в семье.

– В 1943 году меня крестил румынский католический священник и нарек польским именем Станислав, возможно, из-за фамилии «Шляхтин», от польского «шляхтич», – предполагает он. – Позже я принял православие и мне дали другое имя – Стахий, но я все равно на своих работах ставлю «Stas», так как для меня это очень удобно и привычно.

Старший брат Николай был художником. Именно ему принадлежала идея обучить 15-летнего Стаса рисованию. Однажды Н. Шляхтин принес домой альбом с репродукциями Шишкина, которые вызвали восторг у младшего брата. Тогда Николай предложил ему сделать копию одной из работ.

– Я писал всю ночь и остался очень доволен результатами своего труда, – вспоминает С. Шляхтин. – Я ждал похвал от брата, но он равнодушно спросил: «Ну что, нарисовал? Тогда возьми этюд посложнее». Я выбрал самое простое задание, и брат указал мне на это. Будучи очень самолюбивым, я самоотверженно сел за рисование. Хотел добиться того, чтобы Николай признал мою гениальность.

В детстве Станислав мечтал стать актером, но со временем желание рисовать стало просто необходимостью. Однако, увлеченный идеей строительства коммунизма в Мелитополе, он отправился на комсомольскую стройку. Только в 1960 году Стас поступил в Харьковское художественное училище на театрально-декорационное отделение. Станислав Шляхтин рассказал, что при поступлении ему дали задание нарисовать картину за восемь часов. Однако грунт на холсте «потянуло» и первые четыре часа были потеряны. На второй день С. Шляхтин заменил полотно и окончил работу раньше срока. Один из аспирантов, наблюдавший за абитуриентами, подошел и воскликнул: "Больше ничего не добавляй, а то испортишь!" С того дня до получения диплома прошло восемь лет, так как служба в армии прервала его обучение.

Встреча с шедевром

Сейчас художник с юмором рассказывает, как не захотел воспользоваться связями своего дяди, занимавшего высокий пост в КГБ, а наоборот, пошел служить добровольцем. Армия оказалась не такой романтичной, как он ее себе представлял, во время службы Стас даже не прикоснулся к кисти. В результате, потеряв три года, три зуба и любимую девушку, он вновь продолжил обучение в художественном училище. Демобилизовавшись из вооруженных сил СССР, Станислав Михайлович впервые приехал в Ленинград и решил посетить Эрмитаж.

– До этого я никогда не видел оригиналов шедевров живописи, и вот произошло чудо, - поделился впечатлениями художник. – Я подошел к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» и простоял у нее почти пять часов. Это была незабываемая встреча с шедевром. Я очнулся от слов женщины-смотрителя, которая сказала, что музей закрывается. Я в ужасе произнес: «Вы, что? Я же только что пришел!». Затем были еще две встречи: с работами Сезанна и Малевича.

В 1968 году Стас Шляхтин окончил Харьковское художественное училище, театрально-декорационное отделение. Впереди была целая жизнь, и молодой живописец полагал, что весь земной шар находится у его ног. Но в реальной жизни все оказалось совсем не так. Душа художника оказалась тонкой и хрупкой. В работах Станислава бушевали яркие краски, а самого автора обуревала тоска.

Он поселился в Харькове, где ему предоставили квартиру и мастерскую. Тем не менее, начался творческий застой. Государственные чиновники официально не одобряли его манеру живописи, так как по коммунистическим идеалам импрессионизм несовместим с марксизмом. Однако племянника высокопоставленного сотрудника КГБ преследовать боялись, поэтому вариант забвения был самым оптимальным. Тем не менее, находились настоящие ценители живописи, которые приобретали работы не рекомендованного художника.

В поисках Коктебеля

– Не знаю почему, но Харьков меня не вдохновлял, – с грустью вспоминает С. Шляхтин. – Я мечтал о загранице. Мне хотелось побывать в лучших музеях мира. Полюбоваться шедеврами мировой живописи, но в советское время это было невозможно. Я просто грезил поездкой в Лондон, воображение рисовало встречу с королевой Великобритании. Даже мечтал эмигрировать, так как очень не любил Советский союз за закрытые границы.

Однажды Станиславу посчастливилось увидеть маленькую акварель Максимилиана Волошина, которая навсегда отложилась в памяти живописца.

– На работе было указано, что изображен Коктебель, – пояснил художник. – Я страстно захотел туда попасть. Название по созвучию напоминало французское слово, поэтому я решил, что эта местность находится во Франции.

Станислав Михайлович накупил географических карт, на которых были изображены наимельчайшие населенные пункты этого государства. Однако даже пристальное изучение карты Франции не помогло отыскать Коктебель.

Живописец стал читать стихи и другие произведения Максимилиана Волошина, там часто упоминалось о Франции и Париже, а также о Коктебеле. Стас Шляхтин даже не подозревал, что долина грез находится не так уж далеко. И вот случайно ему попалась повесть Константина Паустовского «Черное море», в которой он прочитал, что Коктебель находится в Крыму в 20 км от Феодосии.

– В то время поселок ведь назывался Планерское, а старое название упоминалось только узким кругом людей, – рассказал художник. – Я искал Коктебель 13 лет. В 1979 году я приехал в Коктебель, и тогда произошел мощный прорыв в моем творчестве. Я жадно окунулся в работу. Будучи марафонцем, обошел все окрестности. Вскоре я почувствовал, что не смогу жить ни в каком другом месте на планете, кроме Коктебеля. С той поры я стал коктебельцем.

К тому времени Станислав Шляхтин расстался со своей первой женой, которая теперь живет в Германии. Сейчас бывшие супруги поддерживают дружеские отношения, а сын Ян почти каждое лето гостит у отца. В Коктебеле С. Шляхтин встретил другую женщину, которая в 1990 году подарила ему второго сына Антона: "Москвичке не нравилось коктебельское межсезонье, поэтому мы расстались. Однако я благодарен ей за многое в моей судьбе".

В своем отечестве талантов нет

Знакомые и друзья активно занялись участием живописца во всевозможных выставках. За годы плодотворного труда картин накопилось множество. Впервые работы Стаса Шляхтина демонстрировались в 1992 году на выставке живописи «Фьера ди Верона», организованной городской торговой палатой в Италии. Критики отзывались о неизвестном художнике из Коктебеля очень лестно. О нем заговорили в богемных кругах России. В 1993 году в московском выставочном зале «На Солянке» состоялась его первая персональная выставка «Коктебель. Сад. Свет». Все работы, представленные на выставке, купил Центральный Банк России.

– На открытие пришло более ста человек, и один из посетителей заявил, что покупает все картины, – вспоминает С. Шляхтин. – Я был крайне удивлен, а организаторы попросили разрешения, чтобы выставка доработала до конца. Хотя продавать было уже нечего.

После этого были еще восемь выставок. Последней из них была персональная выставка «Экспрессия образа», которая с большим успехом прошла в этом году в Центре искусств им. С.Дягилева. Это была первая демонстрация работ Стаса в Санкт-Петербурге. Однако украинские галеристы пока не обращают внимания на отечественного художника.

Станислав Михайлович выглядит намного моложе своих лет, полон сил и энергии. Он предпочитает работать под звуки вальса. Стас большой поклонник музыки Хачатуряна, Глинки, Свиридова и особенно обожает полонез Огинского.

– Еще в юности я мечтал о чуде и продолжаю мечтать о нем сейчас, – рассказал Станислав Михайлович. – Я страстно желаю создать шедевр и обязательно это сделаю, если получится.

Феодосийский портал "Вся КАФА",

июль-август 2006 г.

 

Вокруг

В мастерской у чебаркульского художника Василия Дьякова

"Жизнь прошла. Что я запомнил? Лодки, воды озера, каменистый бережок, кусты около воды – вот моя память. Я был погружен в это. Мои больные ноги, сколько было сил, помогали крутиться земному шару. Но, в основном, я всматривался в то, что окружало меня".

В мастерской у челябинского художника Павла Ходаева

"Когда я стою у мольберта, мне весь мир может противоречить, - я никого не услышу. Потому что здесь я решаю свои проблемы, преодолеваю свою косность, свои невозможности. Всякая работа на холсте – преодоление. Это работа и мозга, и души. Пока она есть, можно жить".

В круге

Интервью с художником Стасом Шляхтиным

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

Джозеф Тёрнер (1775-1851)

"Он не огорчался, посадив на рисунок нечаянное пятно или оставив на нем отпечаток пальца, но тут же находил им применение в своей композиции. "Я никогда не упускаю случай, - говорил он Рёскину, - потому что случай иногда приводит к большому успеху".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".