Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

В искусстве нельзя походить друг на друга

В искусстве нельзя походить друг на друга
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ
Художник, скульптор
Текст: Лидия Садчикова

 

Народный художник СССР, президент Российской академии художеств Зураб Церетели живет удивительно насыщенной жизнью. Как такое по силам 77-летнему человеку?!

Главная страница его сайта – словно лента информбюро. Громкие, часто международного уровня события с участием самого маэстро происходят почти ежедневно. Он сегодня в Москве, вчера был в Париже, неделей раньше – где-нибудь в глубинке России.

Журналисты пишут: в какое время суток его ни застань, Зураб Константинович всегда бодр и активен. Значит, есть какой-то эликсир, дающий эту энергию? Он открыто отвечает на этот вопрос: мол, тайны нет, им движет интерес к жизни. Неделю назад, открывая в Челябинском выставочном зале Союза художников авторскую выставку «Сердце на палитре», Церетели рассказывал:

- Все зависит от семьи, от генов, от бабушки-дедушки, мамы-папы. Из детства помню своего дядю художника Георгия Нижарадзе. Он был атлет, когда шел по улице, женщины столбенели. Дядя давал мне уроки рисования. Я мечтал: «Стану художником и буду таким же красивым, как мой дядя». Я не такой красивый, но художником стал.

На самом деле он знает цену своему обаянию. К нему так и тянет женщин. Челябинки не были исключением: окружили художника, забросали вопросами. Он терпеливо отвечал каждой, задержав открытие выставки.

Самые красивые женщины планеты считают за честь познакомиться с известным российским художником. В его московской мастерской гостили Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Катрин Денев. Нынешним летом актриса Джеральдина Чаплин, приехав на Московский кинофестиваль, первым делом отправилась в Российскую академию художеств. И Церетели, часто повторяющий, что готов удочерить всех женщин, повел ее на выставку своих картин, посвященных легендарному отцу Джеральдины. Она только ахала: «Какие краски, как мне нравится ваша кисть…»

…Шикарный черный костюм-тройка, белоснежная рубашка, красный галстук и такого же цвета платок в кармане пиджака. На правом запястье – массивные и по всему видно, что весьма ценные фирменные часы, на левом – тяжелый золотой браслет в виде цепи из крупных звеньев. Золотые запонки необычны по форме, известно, что дизайн их разработал сам Церетели.

Обращает на себя внимание и его перстень из черного камня. Церетели носит его в память о покойной жене Инессе Андроникашвили, с которой он прожил сорок лет (она умерла в 1998 году). Старинный фамильный перстень семейства Андроникашвили передавался из поколения в поколение, потом Инесса Александровна подарила его мужу. На перстне-камее изображена сцена из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Богатство – это талант

- В парижских архивах я нашел собственноручно написанный Петром I документ, – рассказал Зураб Константинович. – Это его указ о создании Российской академии художеств и науки. Я сделал копию и могу ее передать в Челябинск. Пусть напоминает о том, что была эпоха, когда Россия шагала в будущее через искусство. Поэтому было много интересных художественных школ.

А сейчас мы портим поколение. Только нефть, только доллары и евро… Один мой знакомый, очень талантливый художник, работает на банкира. А тот диктует ему, что и как делать. Я посмотрел на его картины и ужаснулся: так он опустился. Коммерция – это не богатство, богатство – талант. Только искусство спасет нас.

Сам Церетели человек очень состоятельный. У него целое имение в центре столицы. Во дворе – настоящий музей под открытым небом. Можно увидеть его скульптуры, посвященные Высоцкому, Бродскому. Есть там громадный Путин в кимоно, композицию эту Церетели назвал «В здоровом теле – здоровый дух». Среди друзей художника – сильные мира сего. А начиналась история его успеха с неизвестности и безденежья.

- Я окончил академию художеств, – вспоминает Зураб Константинович. – Рисовал, выполнял какие-то мелкие заказы. Сидел почти без денег. Не знаю, кто меня порекомендовал, но однажды за мной прилетел вертолет, и мне сказали, что я должен лететь, меня ждут. Прилетели на какую-то госдачу. Подходит ко мне начальственного вида человек и говорит: «Вот эти здания у нас одинаковые, подумайте, как сделать так, чтобы было красиво». И ушел. Остался я один на улице и думаю: надо делать ноги. А в кармане пусто. Сначала шел до станции пешком, потом запрыгнул в поезд Москва-Тбилиси и до утра бегал из одного вагона в другой, чтобы контролеры не поймали. И только много позже появились предложения из Моспроекта, потом я делал в разных странах российские посольства.

Кстати, отец Церетели хотел, чтобы он пошел по его стопам и был инженером-строителем. Но Зураб Константинович придерживается другого мнения: родители должны понимать, что все дети разные, надо мудро относиться к их выбору, смотреть, куда ведет их мышление.

- Я очень рад, что и мои дети занялись рисованием. Дочь Елена, внуки Вася, Зураб, Виктория. Зураб в основном скульптурой занимается. Не стесняюсь сказать, что у них это получается хорошо. Можно делать семейную выставку. Василий сейчас исполнительный директор Московского музея современного искусства.

Я люблю не только своих детей. Всех. Обожаю их собирать вокруг себя. Каждые выходные в своем музее-мастерской провожу мастер-классы для ребятишек. Я, пожалуй, меньше им даю, больше от них получаю.

Уникальные дети встречаются. Свободно мыслят. Какое у них воображение! Если бы были живы Шагал, Пикассо, Модильяни, они бы обалдели от такой пластики. Сейчас растет очень талантливое поколение. У маленьких художников проявляется индивидуальность.

В искусстве нельзя походить друг на друга. Если мы по-разному одеваемся, тогда почему должны одинаково рисовать, как это делали некоторые советские художники в эпоху коммунизма? Но мне повезло с учителями. Моим педагогом был Василий Шухаев. Таких рисовальщиков в России больше нет.

Необязательно, чтобы все становились художниками. Но чем больше будет творческих людей, тем гармоничнее будет жизнь в России.

Мне нравится подход президента Татарстана Шамиева. Он мудрый, сделал все, чтобы в Казани открыли филиал Суриковского института. Родители счастливы: сейчас ведь отправить детей на учебу в столицу трудно. При губернаторе Аяцкове в Саратове появилась академия рисования. Моя концепция – в каждой российской губернии открыть такие учебные заведения. Это важно, если мы хотим позаботиться о будущих поколениях.

Мозги художника надо изучать

Когда проходило открытие выставки «Сердце на палитре», челябинский художник Тимур Дидишвили, член-корреспондент Российской академии художеств, шепнул мне на ушко:

- Может, неудобно говорить грузину о грузине, но скажу: Церетели – явление уникальное, человек возрожденческого масштаба. Он ничего не делает с оглядкой, всегда распахнут миру. У него и двери кабинета всегда открыты, даже когда идет президиум. Нет у него кабинетных междусобойчиков. И его искусство такое же отрытое. Он как дышит, так и пишет. Каждое утро, где бы ни был, встает пораньше – и к мольберту. Вот поэтому у него такое огромное количество работ. Это восхитительно, не все художники так живут. А самое главное – он добрый, неконфликтный человек. За что, впрочем, подвергается критике: мол, Церетели адаптируется к любой власти. А художник и должен быть на высоте. Не сотвори себе кумира и не создай себе врага.

- Ваши московские коллеги всегда ко мне придираются, – поделился Церетели с челябинскими журналистами. – Я им сказал: «Критикуйте, это для меня лишняя реклама». После этого они замолчали.

Художник имел в виду большой скандал из-за созданного им памятника Петру I, который новое руководство московской мэрии, сменившей на этом посту друга Церетели – Лужкова, намеревалось убрать. Сам автор спорной композиции держался спокойно и даже шутил: мол, поскольку памятник этот не его собственность, то пусть чиновники переносят куда пожелают, хоть на собственные дачи. Он вообще полагает, что сооружение хотят убрать, только чтобы расчистить место для другого проекта.

- На меня нападали и по поводу памятника Колумбу, который стоит в Севилье, – рассказал мастер. – Против меня тогда даже развернули кампанию. Говорили, будто фигура Колумба не из металла, а целиком из золота, которое якобы я решил вывезти из России. 126 метров золота?

Я не глухой и не слепой. Знаю, что у моего творчества много хулителей. Меня некоторые российские журналисты долбят даже за то, что сделанные мною памятники стоят в разных частях света, хотя я честно выигрывал право на их создание в международных творческих конкурсах.

Но я не обижаюсь на критику. На земле иногда рождаются люди, испытывающие потребность создавать произведения искусства. Знаете, мозги художника надо изучить. Композиторы «слышат» свою музыку и потом записывают ее. И я так работаю: вдохновение исходит свыше, потом сама собой рождается картина или скульптура. Не считаю себя великим. Я не гений, а прораб. А камертоном моих произведений станет время.

Всегда говорю молодым: рождаешь идею, надо довести ее до конца. Настала эпоха инициативных людей. Например, меня никто не просил, но такой уж у меня характер: взял и создал в Москве три музея. Очень горжусь музеем современного искусства на Петровке, он сделан на высочайшем уровне. Позор, что в Москве такого музея не было! Во Франции их семь, в Америке – двенадцать.

Когда я был в Екатеринбурге, то прямо сказал: смешно, что у них нет образа Петра I, по указу которого появился город, и нет образа Екатерины, чье имя он носит. Это же история, ее надо знать! Так должны мыслить и во всех российских губерниях.

Источник: mediazavod.ru

 

Вокруг

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Интуиция – самое ценное, что есть у художника. Потому что сознание, логика, аналитика… Они двумерны, и не дают настоящих ответов, не дают радости, удовольствия, они могут дать только временные ответы. Область эмоций, чувств, интуиции намного ценнее для меня".

В круге

Интервью с легендарным джазистом Леонидом Чижиком

"Без моего мира, мира моментального творчества, я себя не представляю. Моя философия заключается в том, что есть правда момента. Нужно иметь огромное уважение к этой йоте времени, мельчайшему дроблению его".

Интервью с Ростиславом Геппом (2008)

"Что касается дня рождения "Ариэля", то мы восстановили историческую справедливость. Ярушин авторитарно вел отсчет с 1971 года, когда он возглавил группу. Это неправильно. Первое выступление "Ариэля" как коллектива состоялось на праздничном вечере в ночь с 1967 на 1968 год".

Интервью с Александром Пороховщиковым. Челябинск, январь 2004

"Перед женщинами я готов стоять на коленях... Я всегда страдаю: ну почему мне не дано рожать? Будете смеяться, но я с природой не согласен: в области интимных отношений надо было людей от животных отделить. Поцеловались бы мужчина и женщина, а от поцелуя ребенок родился. Я целовался бы через каждую минуту..."

Интервью с бывшим челябинцем, архитектором института «Метрогипротранс» Николаем Шумаковым

Под руководством Н.И.Шумакова,  лауреата премии «Светлое прошлое», запроектированы и построены многие станции столичного метрополитена, первый в Москве вантовый, то есть висячий мост, крупнейший в Европе аэровокзальный комплекс «Внуково-1». В числе его работ – и первая линия Челябинского метрополитена.

О своем искусстве рассказывают представители династии Багдасаровых

"Почему людям кажется, что в цирке мучают животных? Вы бы знали, сколько мы вкладываем здоровья, сил, энергии, чтобы звериных детенышей, от которых в зоопарках отказываются матери, поставить на четыре лапки и сделать из них артистов".

Интервью с Александром Розенбаумом

"Мое дело – сцена, песни. Вот моя политика, нравится это кому-то или нет..."

Интервью с Анной Бутаковой

– Когда налаживается контакт, тогда и начинается портрет.

– Тяжелая работа?

– Для меня – самая главная в жизни, и самое большое наслаждение. Рассветы еще будут, и цветы заново зацветут, а люди уходят...

Беседа с Сергеем Семянниковым

"Талант – размытое понятие. Критериев четких нет. Но по-моему «талант» сродни совести. Есть талант – должна быть совесть".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".