Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Теряешь почти мгновенно, а восстанавливать приходится долгие годы"

"Теряешь почти мгновенно, а восстанавливать приходится долгие годы"
ПАВЕЛ СУМСКОЙ
Заведующий кафедрой режиссуры кино и ТВ ЧГАКИ, кандидат культурологии
Текст: Светлана Симакова

Из «голубого экрана» телевизор превратился в «ящик» и «зомбоящик». И многие не лукавят, когда говорят, что используют его лишь для просмотра DVD. Оказывается, не хотят смотреть телепередачи и будущие режиссеры ТВ. Парадокс? С Павлом Сумским, который в Челябинске известен не только как преподаватель, но и как автор телевизионных программ, мы говорили о парадоксах нашего времени.

Пикник на помойке

– Вы только что вернулись со съемок ТВ-программы. Это новый проект или уже известный – про рыбалку и охоту?

– Это известная многим программа «Простые радости» – про рыбалку, охоту, путешествия. Проекту два года. (Смеется.) Акын не может не петь ту песню, которую подарил ему Бог. Как бы ни назывались проекты, а их с 1996 года было несколько – «На зорьке», «Мужская компания», «Клуб уральских путешественников» – это все о том же: охоте, рыбалке и путешествиях. Программа выходит с той лишь разницей, что раньше я работал на телевидении, а сейчас размещаю ее как частный производитель телевизионной продукции. «Простые радости» – попытка сделать самостоятельный проект.

– То есть выступаете еще и как продюсер?

– Продюсером меня назвать сложно, это все-таки чрезвычайно редкий сплав предпринимательских качеств и художественного вкуса, но функции продюсера я в своей программе действительно выполняю.

– Сложно сегодня найти деньги на телепрограмму?

– Деньги всегда было сложно найти. Мы живем в небольшом городе, у нас не так много рекламодателей. И у каждого бизнесмена есть свои представления о том, надо ли тратиться на рекламу. «Кока-кола», которая 25% бюджета тратит на рекламу, независимо от того, что ее продукцию и так все покупают, – не указ другим.

– Тем не менее, деньги на «Простые радости» находите?

– Нахожу. Мы живем на Южном Урале, где можно петь гимн природе, и есть люди, которые любят рыбалку, охоту, озера, реки, лес, степи, кручи горные, скалы, пещеры… Кстати, в пещерных водоемах тоже водится рыба. Одним словом, потрясающая у нас природа. И с помощью этой программы нам хочется открыть для людей новые и старые места для отдыха, охоты и рыбалки. Если говорить сухим языком науки, у каждого дела есть своя сверхзадача. Для себя я ее определил так: заразить радостью общения с природой через приобщение к рыбалке и охоте.

– Не все вас поймут и поддержат.

– (Смеется). Как бы ни вздрагивали читатели, возмущаясь: что за радость в охоте? Или: радость убийства пропагандируете?! Не пропагандирую! Просто во всем есть поэзия, в том числе и в охоте. К сожалению, многие мужские увлечения связаны с какой-то травмой для окружающих: или жены их теряют, или происходит изъятие биоресурсов. Тут нужна мера и важна этика, и обязательно должна быть философия. В любом деле должна главенствовать культура, в том числе в охоте или рыбалке.

– Вероятно, нужно говорить об общем уровне культуры?

– Вы правы, мы многое растеряли за прошедшие годы. Теряешь почти мгновенно, а восстанавливать приходится долгие годы. Достаточно взглянуть на горы мусора вокруг наших замечательных озер, в лесах. Самое ужасное, что люди очень быстро привыкают к этому безобразию. Достоевский верно сказал: «Человек – подлец, ко всему привыкает». И поэтому пикник на помойке для российского человека – совершенно нормальное явление. Более того, и мне иногда мучительно тяжело заставить себя в присутствии других взять пакет и начать собирать банки, упаковку и прочий мусор. Потому что все будут смотреть на тебя и думать: что это с ним, что такое происходит?

– Не так давно мы говорили о проблемах экологии с министром культуры области. И Алексей Бетехтин предложил установить в местах массового отдыха мусорные баки, которые будут стимулировать желание людей оставить берег озера чистым после себя.

– Не думаю. Стимул – это же мотивация на совершение поступка, но хорошо должно быть тому, кто этот поступок совершает. В основе такой мотивации лежит общий уровень культуры, а он у нас крайне низок. До мусорного бака надо же еще дойти, да и вообще, не барское это дело – мусор в бак выбрасывать. Посмотрите, в Челябинске возле каждого дома мусорные баки стоят. И что? Отдельные «сознательные» жильцы не доносят мусор до бака. Нет, сами мусорные баки ничего не решают, изменение сознания должно произойти.

– Это возможно?

– Конечно, я оптимист, верю в прогресс. (Смеется.) Но прогресс души – такая медленная и трудоемкая работа, что «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе», как Некрасов говорил. Но если сейчас не пытаться менять ничего, то и в будущем ничего не изменится.

Закон для публичной порки

– Вы говорите об этой проблеме в своих передачах?

– Собираю мусор в пакет «на камеру» и кладу этот пакет в автомобиль, хотя у меня нет иллюзий, что меня услышат и изменят свое отношение к проблеме. Сознание меняется прежде всего под воздействием семьи. Сегодня у нас никто не занимается воспитанием, если этим не занимаются в семье.

– По-моему, и раньше этим не занимались, просто автомобилей у людей не было, чтобы массово оккупировать озера и леса.

– Не согласен. Я же человек из советского прошлого, поэтому прекрасно помню, как меня воспитывали в школе, стыдили, если что-то было не так. Помню, как мы выходили на субботники, когда я учился в институте, и гордились тем, что вносим вклад в общее дело. А сегодня ощущение общности, взаимозависимости утрачено во многом. Мы теперь одиночки, эгоисты. Когда человек выбрасывает мусор мимо бака, он думает, что делает кому-то плохо? Нет, он доволен, что делает хорошо для себя. Это его греет – в квартире стало чище, а мусор можно прямо с балкона выбросить во двор. Думаю, в этот момент человек полон положительных эмоций. Такое вот одиночество и «никому не нужность», к сожалению, – мощный стимул антикультуры.

– Почему этого не происходит в странах Запада, где подобному «одиночеству» сотни лет?

– От рыбалки перешли к социальной политике. (Смеется.) Хотя, наверное, это нормально, потому что человек – существо социальное. Недавно был в Чехии и в очередной раз поразился, как люди замечательно живут: чисто, никто не хамит, водитель никогда не нажмет на клаксон, если ты переходишь улицу, он терпеливо ждет… Чехи очень толерантны. Я был поражен, как они отнеслись к бомжу, который вошел в трамвай, – ему уступили место, потому что его жалеют, у него тяжелая судьба. Он сел, уснул, все от него отошли, конечно же, потому что запах ужасный, но уступили место! В Европе, несмотря на все ужасы прежних веков и прочие безобразия, уровень культуры непрерывно подрастал. Они поступательно эволюционировали, передавая через семью какие-то заветы, традиции. Не мусорить – это у них в той самой культуре, которой у нас не хватает. Но и идеализировать западных людей не надо. Для тех, кто хочет выйти за рамки этого культурного слоя, там есть полиция и закон.

– У нас закон тоже есть.

– И, наверное, один из самых жестких в мире, но у нас законы исполняются, когда возникает нужда кого-нибудь публично высечь. Но нет того, чтобы каждый знал: выбросив мусор мимо бака, он получит квитанцию на штраф, а громкая музыка до утра завершится приводом в полицию. Хотя все это можно достаточно быстро привить, была бы воля, а не разговоры пустые. Кнут и пряник – два этих инструмента безотказно действуют. Но сегодня в России нет ни того, ни другого – ни премий, ни штрафов. Есть отсутствие наказания и несоблюдение закона. И это ведет к тому, что имеем, – все живут как хотят.

Смотреть и примерять

– Сегодня ваше любимое телевидение добавляет массам культуры?

– Не буду лукавить: я болею вместе с нашим телевидением. А оно больно насквозь. Можно говорить о цензуре, что это зло. Но вседозволенность – зло еще большее. Я не лидер и не могу сказать: идите за мной, я знаю, как сделать. Но я вижу одно: сериалы, прославляющие бандитов, блатные песни – это зло. И всего этого на уровне государственных каналов не должно быть. Это должно существовать отдельно, для любителей. А поддерживать государство должно детские и просветительские программы. Но в России телевизионная система существует сегодня только как рыночная структура. А на рынке, понятно, что покупается, то и продают. Однажды, когда я учился в Москве в аспирантуре, известнейший в мире мультипликатор Гарри Бардин рассказывал, что в связи с собственным юбилеем он принес на РТР все свои мультфильмы, но компания отказалась их ставить в программу, мотивируя тем, что никто не будет размещать рекламу под эти мультики. Выгоднее показать криминал, сериалы про бандитов – то есть те программы, которые априори адресованы массам. Ведь чем элитарнее программа, тем меньше круг людей, которые ее смотрят. И наоборот, чем низменнее темы затрагиваются, тем шире круг. Инстинкты руководят человеком, если низок уровень его культуры, если они не подчинены чувству прекрасного. И сегодня ТВ обращается к низменному, чтобы больше денег заработать.

– Как в таких условиях обучать будущих профессионалов телевидения?

– Честно нужно обучать, ничего от них не скрывая. Я стараюсь обращаться к тем зернам добра, которые в каждом человеке есть. Я оптимист и считаю, что даже последний негодяй может раскаяться. По крайней мере, таких большинство. И мы постоянно говорим со студентами о том, что они сами хотели бы смотреть, что должны смотреть их будущие дети. Хотя нельзя забывать и о другой стороне медали: для того, чтобы жить, человек должен зарабатывать деньги и желательно неплохие. Я не идеалист и понимаю, что именно этот вопрос подталкивает человека работать там, где он не хочет работать, делать то, что противно его принципам. Сегодня это частое явление. Получить шанс реализовать данный тебе Богом талант – редкая удача и настоящее счастье. Поэтому нужно зарабатывать деньги, но нужна некая грань, которую переступать нельзя. Это я и стараюсь внушить своим ученикам, чтобы их не втянуло в делание денег на чернухе. Это и влечет за собой разрушение культуры.

– Что особенно коробит вас как режиссера в телепередачах?

– Недавно погиб замечательный артист Александр Белявский, и что я увидел на телеэкране? Крупный кадр: из-под простыни торчат ноги в старых домашних носках... Зачем лезть в такие подробности, которые ничего не добавят к факту гибели известного артиста? Так вот, я хочу, чтобы мои ученики не показывали ни трусов, ни растерзанных тел, ни старых носков. Должно быть уважение к рождению ребенка, к жизни человека, к его смерти.

– Всегда ли находите отклик в сердцах своих студентов, ведь на экране они видят совсем другое?

– Мы сегодня все чаще сталкиваемся с тем, что наши студенты не смотрят ТВ, несмотря на то, что с телевидением связана их будущая профессия. Парадокс нашего времени. Происходит отторжение на уровне биологической защиты. Человек так устроен, что интуитивно не может потреблять такие объемы негативной информации, это его изнутри разрушает. И включается биологическая защита, человек просто перестает смотреть телевизор.

– Вы даете им какой-то перечень программ, которые они могут и должны смотреть? По принципу: делай так.

– Нет, не чувствую себя вправе навязывать ученикам неких вкусовых пристрастий. Но, конечно, советую посмотреть то, что видел и рекомендуют профессионалы. Заставить смотреть только хорошее я не могу, поэтому предлагаю смотреть все, но примерять к себе: хотели бы они все время это «кушать». Нужно приучать ребят к культуре визуальной, которая сегодня вытесняет культуру книжную. Процесс визуализации стремителен и, к сожалению, необратим. Мне это не нравится, но ничего поделать с этим нельзя. Важно как можно раньше начать разговаривать с детьми о том, что такое хорошо и что такое плохо в области «картинки». Это был один из мотивов к созданию детской школы кино и ТВ в Челябинске, где мы воспитываем культуру потребления визуальных продуктов.

Между выгодой и талантом

– Школе три года, можно говорить о каких-то результатах?

– Радует, что интерес к школе растет и ребята приходят к нам с серьезными намерениями. Во многом это связано с тем, что выпускники школы рассказывают о школе, показывают свои фотографии, видео... и новые ребята к нам приходят не по рекомендации родителей, а потому, что там учились их знакомые.

– У вас существует творческий конкурс? Или берете всех, чтобы воспитать вкус, волю к творчеству?

– Конечно, развить какие-то задатки в ребенке проще. Но задача школы – помочь человеку определиться в своих отношениях с визуальной культурой: это его хобби, основа будущей профессии или вообще ему не интересно? Мы хотим помочь ребенку самоопределиться. Я уже говорил, что мало кто из нас занимается воспитанием, и катастрофически мало инструментов, которые помогут ребенку определиться, с каким талантом он пришел в этот мир. Мне кажется, это чрезвычайно важно. Мало того, сегодня в ходу рассуждения: куда выгодно идти, а куда не выгодно. На мой взгляд, даже если человек зарабатывает много денег, но занимается тем, к чему душа не лежит, он обрекает себя на муку. Думаю, счастливая страна – это та страна, в которой каждый гражданин не на словах, а на деле может реализовать свой талант. Но для того, чтобы его реализовать, надо талант в себе обнаружить. Значит, надо дать ребятам этот шанс. И, конечно же, мы развиваем в ребятах творческое начало, свободу мышления, вкус – учим отличать прекрасное от безобразного.

– Трудно это сделать, ведь они тоже телевизор смотрят?

- И в Интернете сидят. Это тоже гигантская свалка, где ты сам определяешься, что смотреть. Там нет критериев – плохо и хорошо, ты свободен, ты сам творец. А когда не развит вкус, то попадаешь в западню. Трудно. Но возможно.

– Кто вам помог обнаружить в себе талант, почему вы выбрали телевидение?

– Родители мои были, что называется, простыми людьми. Мама работала дежурной на электроподстанции, отец был пожарным. Но папа пел замечательно и был участником хорового коллектива, играл в народном театре. Несмотря на то, что жили мы бедно и не хватало денег на одежду, дома всегда были журналы, книги. Причем, не самые плохие книги. Например, «Происхождение Вселенной», «Кузен Понс» Оноре де Бальзака, «25 уроков фотографии»... Мне все время было интересно узнавать что-то новое. Думаю, любопытство, интерес к этой жизни, к тому, как все устроено, пришли от родителей. Телевизор вошел в жизнь тоже достаточно рано, я помню телевизор, который смотрели при помощи специальной лупы, потому что у него был малюсенький экран. И было потрясение от телевизионных спектаклей, которые были в то время популярны. Телевидение советского времени с одним его каналом и тщательной цензурой все-таки было качественным, высокохудожественным, хотя и идеологизированным. И вот эта, унаследованная от папы и старшего брата, любовь к театру, плюс интерес к телевизору, потому что я любил вечерами сидеть дома, читать книжки и смотреть телевизор, перемешались и позволили определиться в выборе.

– Были особо любимые передачи?

– «Международная панорама» и «Кинопанорама», а также «В мире животных». И, естественно, фильмы, которые шли по телевизору. Еще любил колонку «Это любопытно» в газете «Труд». (Смеется.) Любил я пестрый мир с его разнообразными фактами, порой безумными.

Прекрасно и ужасно одновременно

– Ваша кафедра начинала активно сотрудничать с ВГИКом, в ЧГАКИ приезжали московские преподаватели, были фестивали студенческих фильмов. Что происходит сегодня?

– К сожалению, отношения в нашем обществе приобретают все более прагматичный смысл – все ищут пользу от сотрудничества и дружбы. Нам-то, понятно, есть польза, а вот ВГИКу от нас? Тем не менее контактов мы не утратили. В прошедшем учебном году наши студенты одновременно с москвичами смотрели короткометражки фестиваля студенческих фильмов. И мы тоже участвовали в голосовании за лучшие работы. Член Союза кинематографистов Юрий Сергеевич Волкогон привозил нам фильмы с фестиваля документального кино. Постоянно нужно искать формы взаимодействия с другими учебными заведениями, чтобы не быть местечковым вузом. Затеваем проект творческой мастерской телевизионного фильма при нашей кафедре. Это попытка через реальный выпуск короткого метра, через короткий игровой фильм дать необходимые навыки и знания как будущим режиссерам телевидения, так и ребятам, обучающихся по специализации «актер театра и кино». Посмотрим, что получится.

– Что дает вашим студентам челябинский конкурс «Город в кадре»?

– Жалко, что в какой-то момент отказались от номинации профессиональных работ в этом конкурсе, то есть телеканалы не будут в нем участвовать. На мой взгляд, это ошибка, неудачное решение. Если говорить строго, то слово «кино» нами вообще должно употребляться с осторожностью. Кино – сложный процесс, а у нас не так много специалистов, которые в этом разбираются профессионально.

– Но все хотят делать кино.

– Да, особенно у молодежи есть такое желание. Но они хотят его делать так, как понимают это они, потому что не изучали кино профессионально. Взрыв любительского интереса к кино – это и прекрасно, и ужасно одновременно. Хотя, хорошего все-таки больше. Но давайте выделять средства, приглашать на фестиваль специалистов в области кино, которые проанализируют то, что заявлено, и расскажут о критериях добра и зла. А делать кучу-малу из любительских и студенческих работ, отстраняя профессиональное телевидение, на мой взгляд, не совсем верно.

– Может быть, телеканалы сами отказались участвовать в фестивале, ведь это лишние хлопоты и затраты?

– Возможно, потому что сегодняшнее телевидение – это, скорее, завод, фабрика, где производят телевизионный продукт, нежели творческая лаборатория.

– Региональное телевидение копирует федеральное?

– Не совсем. Часто директора местных каналов абсолютно здраво говорят: у нас свои стандарты. Мне кажется, они нормальные, трезвые люди и понимают, что региональное ТВ должно работать с учетом региональной специфики. Другое дело, что у нас науки мало, никто ведь не изучает вопрос, что нужно сегодня тому или иному региону. Процессом все больше руководят менеджеры.

– А ваши выпускники нужны кому-то?

– Еще как нужны, режиссеров на ТВ сегодня не хватает. Наши ребята востребованы еще и потому, что режиссура опирается на изучение всего технологического процесса ТВ, то есть это люди хорошо оснащенные – много чего умеют.

– Есть успешные выпускники?

– Мы рады даже тому обстоятельству, что иногда наши студенты, не доучившись, уезжают в Москву и там находят хорошую работу: на Russia today, НТВ, российском канале. Значит, нашего начального курса достаточно для того, чтобы начать карьеру. К примеру, наш бывший студент Витя Вохминцев сейчас работает на «Дожде» и чувствует себя человеком, знающим теорию и понимающим, чего от него хотят. Кроме того, ребята становятся победителями всероссийских и областных конкурсов.

– У вас есть возможность создавать профессиональный телевизионный продукт?

– Да. Есть у нас учебные работы, сделанные на нашей базе. Она, конечно, не идеальна, но мы надеемся ее развивать, обновлять. Может быть, и сам процесс высшего образования в сфере телевизионной режиссуры нуждается сегодня в реорганизации. Потому что пять лет в вузе для сегодняшнего дня – слишком долгий срок. Ребята стремятся скорее начать работать, применять свои знания. Образование отстает от многих современных запросов, оно должно стать более мобильным, интерактивным и одновременно более насыщенным. Мы просто обязаны, если хотим быть сильной страной, в том числе и в области телевизионной подготовки, в более короткие сроки выпускать более подготовленных специалистов. Современные студенты к этому готовы, удержать их в рамках учебной аудитории длительное время невозможно, они понимают, что способны уже после второго-третьего курса работать и зарабатывать.

– Здесь наблюдается прямая связь с развитием технологий?

– Конечно. Сегодня взрыв цифровых технологий – это одна из радостей и бед нашего времени одновременно. Дело в том, что техника все больше функций забирает в режим автомата. Современные молодые люди воспринимают это как должное. Люди старших поколений видят, что теряется, размывается ценность навыков их профессии, на освоение многих из которых ранее уходили годы. Но сетовать на время глупо. Нельзя говорить, что все плохо или все хорошо, мир развивается в диалектическом единстве. Важно удержать здоровую грань между тем, что несет в себе прогресс, между цифровой революцией и тем, что отличает человека от робота, от камеры, от автомата – умением думать и глубоко чувствовать.

Источник: cheldiplom.ru

 

Вокруг

В мастерской у чебаркульского художника Василия Дьякова

"Жизнь прошла. Что я запомнил? Лодки, воды озера, каменистый бережок, кусты около воды – вот моя память. Я был погружен в это. Мои больные ноги, сколько было сил, помогали крутиться земному шару. Но, в основном, я всматривался в то, что окружало меня".

В мастерской у челябинского художника Павла Ходаева

"Когда я стою у мольберта, мне весь мир может противоречить, - я никого не услышу. Потому что здесь я решаю свои проблемы, преодолеваю свою косность, свои невозможности. Всякая работа на холсте – преодоление. Это работа и мозга, и души. Пока она есть, можно жить".

"Если мы не будем представлять себе школу будущего, у нас не будет, простите за каламбур, ничего настоящего. И вопрос о том, кто должен быть министром просвещения, неизбежно входит в эту парадигму..."

Три портрета Николая Русакова

«Такого художника, посланца фантастически легендарных первых трех десятилетий ХХ века, дерзновеннейших в искусстве, мы еще не знали в Челябинске...»

В круге

Александр Борок, главный режиссер Челябинского театра кукол

"Как это ни удивительно, но дети не меняются. Сколько бы мы ни ворчали на компьютерные игры, новые мультики, 3D-форматы, дети, к счастью, какими были, такими и остались: как верили в чудо, что кукла живая, так и верят. И ничем это не разрушить!"

Григорий Ройзман, предприниматель

"И бизнесу, и простому гражданину нужно дать жить в системе закона, стабильных правил, понятных налогов – тогда в стране появятся рабочие места и начнется рост зарплат. Если будет система, капитал должен вернуться в Россию".

Профессор Московской государственной консерватории Валерий Пясецкий

"Когда ученики Артоболевской касаются клавишей, инструмент звучит великолепно, независимо от того, сделан он известнейшей мировой фирмой или, к примеру, во Владимире. Это результат того, что в нас воспитано особое отношение к звуку как к живому существу".

«Внутренняя энергия не может бесконечно поддерживать процесс. На энтузиастах можно сделать прорыв, но работать всегда – нельзя! И плоха та страна, которая нуждается в героях. Мы должны учиться существовать без них».

"Необходимо провести процедуру разгосударствления высшего образования. Мы же сделали это в экономике. Да, сегодня это будет шоковая терапия. Но что делать, если мы не смогли постепенно ввести высшее образование в рынок? В ходе шоковой терапии у нас “умерло” много промышленных предприятий. Некоторые потом возродились. Вероятно, то же произойдет и с образованием".

Гл.режиссер челябинского Камерного театра - об искусстве и жизни

"Сейчас нас пытаются приравнять к производству. Нам внушают, что мы оказываем услуги. Но это баня должна делать, а мы вынуждаем душу трудиться – свою и зрителя. Жизнь – великая тайна. Понять, разгадать ее может помочь только искусство. Театр помогает человеку как-то справляться с испытаниями".

Протоиерей Дмитрий (Алферов) - о состоянии современного общества и выматывающем понимании того, что "Титаник" тонет, а все продолжают танцевать...

"Когда немцы победили французов во франко-прусской войне 19 века, Бисмарк сказал, что войну выиграл немецкий учитель. Дело в том, что в то время именно благодаря педагогам немцы учились осознавать себя гражданами нового единого государства".

Интервью с главным режиссером Челябинского областного театра кукол Александром Бороком

"Очень хочется сделать настоящий спектакль ужасов. Только настоящий! Это в кинотеатре ты абсолютно уверен в том, что это всего лишь кино… а в театре? Театр – это здесь и сейчас, и сегодня так, а завтра иначе. И никогда одинаково. Когда в театральной темноте жалобно скрипит дверь – это особенное чувство".

Интервью с директорами двух залов Челябинского концертного объединения

2012 год на Южном Урале пройдет под знаком юбилея Челябинской филармонии. Концертному объединению исполняется 75 лет. Директор Концертного зала им.Прокофьева Галина Братышева и директор органного зала Ирина Андреева рассказывают о самых значимых событиях юбилейного года, об уникальных концертах и фестивалях, о будущем челябинского органа и о многом другом.

Интервью с руководителем камерного оркестра "Классика" Адиком Абдурахмановым

"Останься я в Петербурге, возможно, не стал бы никогда дирижером, у меня бы не было своего оркестра. А в Челябинске по-другому жить было нельзя, я просто умер бы в творческом смысле. Мне пришлось самому что-то делать, чтобы продолжить профессиональный рост".

Беседа с директором челябинской гимназии №1 Дамиром Тимерхановым

"Мне кажется, хороший директор не может быть без харизмы. Это, как говорят, редкий, «штучный товар». К сожалению, далеко не всегда этот «товар» – интересные люди и профессионалы – в нашей стране востребован. Гораздо более востребованы люди, которые четко выполняют задачу и не задают лишних вопросов".

Интервью с профессором кафедры интерактивного искусства СПбГУКиТ Ниной Дворко

"В отличие от традиционного (линейного) экранного повествования с абсолютным контролем автора над всеми аспектами истории, в интерактивном повествовании пользователь (зритель) может активно (физически) влиять на развертывание этого повествования в соответствии с собственными мыслями и эмоциями".

Интервью с лит. критиком Александром Гавриловым

"Мое любимое занятие – обсуждать с поварами их творчество. И надо сказать, что повара на это отзывчивы так же, как писатели. Когда ты хвалишь писателя, он смотрит на тебя и думает: «Ну, наконец-то, хоть один, хоть один из этих идиотов понял, что я хотел написать!» И с поварами то же самое".

Беседа с главным балетмейстером Челябинского оперного театра

Челябинский театр оперы и балета продолжает радовать новыми лицами. Весной его директором стал опытный и талантливый управленец Владимир Досаев. А осенью труппе в качестве главного балетмейстера представлен народный артист России, бывший солист Большого театра Юрий Клевцов.

Интервью с директором Первой гимназии г.Челябинска

"Сегодня мы говорим о технологиях, комфорте и многом другом, а учитель и ученик уходят на второй план. Хотя и теперь я считаю, что сердцем школы должен оставаться учитель, стоящий с мелом у доски..."

Интервью с балетмейстером Юрием Бурлакой

"Для челябинского театра постановка «Эсмеральды» очень полезна, потому что это один из немногих спектаклей классического наследия, который как раз богат своим разнообразием. Здесь есть и характерные танцы, и классические, есть игровые партии... Все это помогает разносторонне раскрыть любую труппу". 

Интервью с Федором Кондрашовым

"Российские чиновники почему-то считают, что это ученым нужно развитие науки, а их задача – только рассматривать предложения этих ученых. Поэтому сегодня в рамках российской действительности невозможно создать то, что необходимо биологам для результативной работы".

Беседа с А.Г. Гостевым

"Когда я создавал эту школу, то первой задачей ставил, чтобы она стала комфортной для каждого ребенка и чтобы здесь работали любящие детей педагоги..."

 

Беседа с Игнатом Солженицыным

К музыке меня влекло с самого раннего детства. В нашем доме она звучала с пластинок. И мама говорила, что я еще на ногах не крепко стоял, но, когда звучала музыка, я подползал к проигрывателю и мог подолгу стоять возле него и слушать.

Интервью с Андреем Остальским

Мы встречались с Михаилом Ходорковским, он производил впечатление интеллигентного и мыслящего человека, каких среди олигархов можно встретить нечасто. Он хотел прозрачности бизнеса, а оказался в тюрьме.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".