Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Владыка Феофан отвечает на вопросы

Владыка Феофан отвечает на вопросы
ВЛАДЫКА ФЕОФАН
Архиепископ Челябинский и Златоустовский

 

Михаил:

Владыко, прошу разъяснить ситуацию с венчанием во второй раз. Мы с первой женой зарегистрировали брак и венчались в церкви. После этого развелись по заявлению жены в 2004 году. В этом же году жена сообщила, что делала обряд развенчивания. После этого я женился на другой женщине. Мы с женой хотим венчаться. Скажите, пожалуйста, возможно ли венчание, если нет информации о том, что первая жена сказала о причине развенчивания, (вообще, развенчивалась ли она). С бывшей женой не общаюсь, она живет в другой стране. Понимаю, что развенчивание – это грех, но жить во грехе с новой супругой и усугублять грех не хочу. Посоветуйте, что делать, ради Бога. С уважением, Михаил.

Владыка Феофан:

Всегда, к великому сожалению, очень много вопросов о втором браке. Жили с женой, затем нередко развод, часто бывает, что по желанию только одной стороны. В церковном понимании, вообще-то, брак мыслится, как нечто пожизненное. Существуют очень строгие условия, при которых брак может быть расторгнут. Это, прежде всего, супружеская измена и некоторые другие причины.

Слово «развенчаться» не очень правильное, потому что чина развенчивания нет. Приходят, как правило, к приходскому священнику, докладывают епископу, и уже тогда епископ может дать благословение на расторжение церковного брака. Но всегда это боль. И как правило, обращаются, когда брак уже распался, к сожалению.

Второй брак Церковь разрешает, можно после церковного развода и венчаться. Но здесь Вам надо обратиться к священнику в ближайший к Вашему дому храм. Лучше к священнику, который Вас знает. С батюшкой нужно побеседовать, рассказать о причине Вашего развода, о вашей будущей супруге, что вас объединяет, какие цели и задачи вы ставите в своем браке. И уж после этого можно говорить о том, будет ли ваш брак благословлен для повторного венчания или же нет.

Виктор:

Владыко, в местной прессе г. В-Уфалея прошло сообщение, что в микрорайоне Никельщик будет строиться деревянная церковь. Когда  Ваше желание начнёт воплощаться и почему деревянная? С уважением, Виктор.

Владыка Феофан:

Дорогой брат Виктор! Замечательно, что Вы беспокоитесь о строительстве храма и немножко мне непонятен Ваш вопрос, почему деревянная. Сейчас там уже выделен определенный участок. Почему деревянный? А где сразу взять денег на большой каменный храм? Деревянный храм все-таки будет стоить (а это должен строить весь народ Божий) гораздо дешевле. К тому же, и в древности строились деревянные храмы. Лично мне в деревянных храмах очень уютно молиться. Там некое особое домашнее тепло. Что касается каменного храма, то он будет в Верхнем Уфалее. Мы договорились с руководством о строительстве второго храма в центре города. Давайте присоединяйтесь, дорогой брат Виктор, подходите к местному батюшке, предлагайте свои услуги, объединяйтесь. И все вместе при таком Вашем активном желании будем строить храм в Верхнем Уфалее.

Светлана:

Добрый день! В Новом завете описан момент, когда Христос выгонял торгующих из храма... В Свято-Симеоновском храме свечи и требы можно заказать в отдельно стоящем помещении, а вот в храме Св. Георгия Победоносца это делается в самом храме, там же висят и часы рядом с фото Патриарха. Чувствую, что так не должно быть, ведь мы идем в храм для общения с БОГОМ и поэтому должно быть отстранение от всего мирского. Хотелось бы узнать Ваше мнение.

Владыка Феофан:

Речь идет о том, что в храме созданы условия для того, чтобы верующие могли приобрести свечи, а также заказать требы. Дорогие мои, я тоже сторонник, чтобы вне храма была отдельная, просторная, хорошая такая церковная лавка, куда бы спокойно мог зайти человек, приобрести свечу, иконку, книгу, заказать необходимые для него требы (чин молебна, отпевания и т.п.). Но вам же хорошо известно, что Георгиевский храм построен совсем недавно, еще не все помещения оборудованы. Или вы хотите, чтобы вообще там не было возможности приобрести ни свечу, ни иконку? Это же жизнь. Надо исходить из реальных возможностей. Другой вопрос, как мы себя ведем в храме, когда что-то заказываем или покупаем. С благоговением, спокойно, подойдите и закажите, что Вам надо. И я думаю, что это будет нормой.

В принципе, я согласен, что необходимо выносить за стены храма места, где что-то заказывают или записывают. И, Богу содействующу, постепенно это будет происходить. Церкви для этого ожить и собраться с силами.

Максим:

Владыка, в Челябинской области очень много заброшенных храмов – примеры тут: http://www.dostup1.ru/detail/detail_21198.html. Каким образом будет вестись работа по восстановлению храмов и по какому принципу?

Владыка Феофан:

Принцип должен был бы один быть – честный. А честный принцип вот в чем заключается. Сегодняшняя власть признает себя правопреемницей бывшего Советского Союза? Признает. Сегодняшняя власть признает те нарушения правовых норм, которые были в советское время? Признает. Репрессированные сейчас пользуются льготами. А храмы репрессированные кто будет восстанавливать? По сути, репрессирован целый пласт духовной культуры нашего народа и нашего общества. И я знаю регионы, где региональные органы власти смотрят на этот вопрос именно так. Это, например, Калужская область, Краснодарский край, Тюменская область. Я помню, как-то Ткачева спросили: «А почему Вы так много выделяете средств на восстановление храмов? Это же бюджетные деньги». А он говорит: «Власть, которую я представляю, является правопреемницей Советского Союза, и мы должны нести ответственность. Государство разрушало храмы. Значит, по справедливости государство должно помогать и восстанавливать храмы».

Это идеальный бы был вариант, когда государство помогало бы восстанавливать храмы. К великому сожалению, у нас в области, насколько мне известно, из бюджета не выделяется на восстановление наших порушенных храмов ничего. Таких храмов много. Я объезжал их сам, потом организовывал студентов, ездили вместе. Но думаю, что это должно быть общим делом, заботой всей области. Пока эти храмы стоят в таком виде, они будут немыми свидетелями и обличителями нашего варварства.

Поэтому хорошо было бы создать православный фонд, который занимался бы восстановлением порушенных храмов и строительством новых. Ведь некоторые храмы были снесены с лица земли, и их нужно восстанавливать. Мы должны делать это все сообща – и Церковь, и власть, и бизнес, и простой народ. Мы должны проснуться, тогда все пойдет. И пусть никто мне никогда не говорит, что это невозможно. У нас возможно строить дворцы? Возможно! У нас возможно ездить на дорогих машинах? Возможно! Ну, а храмы? Значит, тоже можно и нужно это делать. Восстановим храмы. Вместе будем возрождать нашу Россию. Давайте вместе пойдем восстанавливать наши храмы!

Владислав:

Очень часто приходится слышать, что если не знаешь слов молитвы, то в трудную минуту говори, что приходит в голову. Верно ли это?

Владыка Феофан:

Надо четко себе представлять, что такое молитва. Это словесное выражение порыва нашей души в обращении к конкретному Существу, имя Которому – Бог. Церковные молитвы – это конкретные примеры, образцы. Они созданы людьми, которые личным опытом прошли путь Богообщения. И мы пользуемся этими образцами, когда обращаемся к Богу, хотя они написаны и не нами лично.

Сущность молитвы – чтобы мы понимали, к Кому мы обращаемся. Часто приходится слышать: для меня все равно, какой Бог… Для христианина это неправильное понимание. Для нас, христиан, Бог – это конкретная Личность. Бог, в которого мы верим, – это Святая Троица. Бог, который имеет единую божественную сущность, но троичен в Лицах.

И вот когда мы не знаем слов молитвы, конечно же, можем и должны обращаться «своими словами», но обращаться не «с мякиной в голове» – что в голову придет и непонятно, куда и зачем. А обращаться к Живому Богу: «Господи, я даже не знаю путей Твоих, но я верю, что Ты существуешь».

И еще один совет: никогда не надо обращаться к Богу с требованием: вот дай и все. Бог Сам увидит, что полезно тебе, твоей бессмертной душе. И видя желание сердца твоего, найдет путь для того, чтобы облегчить и удовлетворить (а может, и не удовлетворит так, как ты бы хотел) твою молитву.

Татьяна Ивановна:

Здравствуйте, владыка. Расскажите, пожалуйста, как продвигаются дела со строительством нового кафедрального собора в Челябинске? В газетах писали, что в конце августа к нам должен был приехать какой-то очень известный архитектор, чтобы посмотреть возможные места для будущего собора. Приезжал ли он? И если да, то как прошел его визит?

Владыка Феофан:

Вновь и вновь звучит вопрос (самый больной для меня) о строительстве кафедрального собора. Спасибо, дорогие мои, что так много приходит этих вопросов. Значит, у нас болит душа, у нас есть желание построить кафедральный собор.

Действительно, приезжал архитектор, который осматривал возможные места. Я дал ему задание, описал, каким должен быть наш собор. К сожалению, с местом очень трудно, и до сих пор мы не можем определиться. Это должно быть место, которое было бы доступным. Площадь участка должна быть достаточной для собора и служебных помещений. Кроме того, собор должен находиться в центральной части города.

Работа по подготовке к строительству кафедрального собора идет очень активно. Мы на эту тему неоднократно разговаривали и с губернатором, и с другими представителями власти, и с предпринимателями. Надеюсь, что вместе мы построим собор, достойный южноуральцев. Ведь Челябинск достоин, чтобы его люди (и верующие, и ищущие дорогу к храму) имели просторный, красивый и уютный дом Божий.

Наталья:

Здравствуйте, уважаемый Владыко. Хотелось бы узнать Ваше мнение вот по какому вопросу. Я сама православной веры, крещеная. Мне 25 лет. Не сказать, что я сильно религиозная, но стараюсь по возможности посещать церковь, знаю некоторые молитвы. Когда мне плохо, просто прихожу посидеть в храм и на душе становится легче. Но вот постов не соблюдаю. Тем не менее, считаю себя верующей. Мой муж родился в Узбекистане, некоторые из его родственников были мусульманами, но сам он не считает себя принадлежащим вообще к какой-либо религии. Он говорит, что верит в Бога, но у этого Бога нет какого-то определенного имени – Аллах, Иисус и т.д. Просто Бог и все. Пока у нас нет детей, нам обоим нет еще 30, но естественно в ближайшем будущем мы их планируем. Я бы хотела крестить нашего будущего ребенка и воспитывать его в традициях православной веры: водить в православные храмы, например, рассказывать о церковных праздниках – Рождестве, Пасхе и других. Но мой муж категорически против этого. Он говорит, что нельзя навязывать ребенку какую-то веру, вот он вырастет и сам выберет, в кого ему верить и верить ли вообще. Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить в этой ситуации?

Владыка Феофан:

Дорогая моя, храни веру. У нас вера православная, христианская. Поэтому храни веру отеческую. Работая на Ближнем Востоке, в Израиле, в Латинской Америке, я не раз наблюдал такие ситуации, когда девушки торопливо повыходили замуж за людей иной веры, иной культуры, иной традиции. Сначала все было хорошо, а приехали в страну пребывания, оказывается, очень трудно привыкать к новым культурным ценностям, а тем более к духовным. Главное – Вы никогда не должны терять свою веру. К мужу нужно относиться с любовью и уважением, но здесь сказать надо четко: я христианка, православие – это традиция моих дедов и прадедов.

Что касается будущих детей, это Ваше право, материнское право крестить ребенка. И привить ту веру, которую Вы исповедуете. И об этом, конечно, следует даже говорить заранее со своим мужем. Я думаю, что если он благоразумный, если он любит Вас, то, конечно же, не будет противиться. Потому что ради любимого человека и тем более человека, который желает добра своим детям, своей семье, он, конечно, будет согласен пойти на Ваши условия.

А мужу мой совет: не мешай, дорогой мой, верить своей супруге и будущим вашим детям выбирать тот путь, который, как правило, мать определяет. И еще бы посоветовал, живя не в Узбекистане, а в православной стране, сделать конкретный религиозный выбор. Помогай Вам Господь, Вашей семье.

Алевтина:

Владыка, говорят, что со следующего года в школах будут преподавать религию. Скажите, не лучше ли оставить такой тонкий вопрос, как вера, семье? Ведь в каждой семье свое отношение к этому вопросу. кто-то верит, кто-то нет. и соответственно, своих детей воспитывает в этом же ключе. Так зачем же переносить это все в школу, заставлять учителей читать по бумажке о Христе, Аллахе или Будде? И потом, как будет происходить деление детей на тех, кто изучает православие, ислам, иудаизм? Не приведет ли это к конфликтам между детьми и не станет ли лишним поводом подразнить слабого и поиздеваться над ним на религиозной почве? Заранее спасибо.

Владыка Феофан:

Алевтина, а Вы бываете в школе? Спросите. Одни изучают английский язык, другие немецкий, третьи французский. Но это же не разделяет их. Здесь следует понимать: речь не идет о Законе Божием. В школах будут вести культурологический предмет – основы традиционных религиозных культур.

Если ребенок с детства не будет знать веру своих дедов, прадедов, отцов, веру историческую нашего народа, то разве можно назвать его ребенка культурным человеком?

Или если Ваш ребенок с детства будет знать те нравственные ориентиры, которые даёт православие, разве Вы от этого как мать что-нибудь потеряете? Только приобретете.

Если Ваш ребенок услышит, что религия запрещает воровать, обманывать, пьянствовать, разве Вы от этого потеряете? Приобретете! Приобретете нравственно устойчивого ребенка. Меньше слез будет в будущем.

Или Вы считаете, что ребенку лучше ходить по ночным клубам? Или по подворотням? Там, где так быстро пошлость разлагает детскую душу. Поэтому я бы хотел Вам сказать и посоветовать: не бойтесь, чтобы Ваш ребенок хотя бы узнал о духовной традиции, которая составляет стержень всей отечественной культуры. Храни Вас Бог.

Ирина:

Добрый день. С 2012 года в школах региона будут преподавать православие. Скажите, как будут готовить для этого педагогов, чтобы они не перегибали палку? ведь, как я понимаю, данный предмет должен лишь познакомить детей с религией, а не агитировать принять ее.

Владыка Феофан:

Палку не будут перегибать, не бойтесь! Потому что есть совершенно четкие инструкции, совершенно четкие методические указания. В каждом регионе существует институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. И у нас этот институт есть, поэтому в нем и будут по определенным методическим указаниям готовиться преподаватели.

Юрий Анатольевич Игнатьев:

Владыка, в СМИ сообщалось, что в Челябинской области создано объединение православных педагогов. Расскажите, пожалуйста, чем оно будет заниматься и можно ли в него как-нибудь попасть.

Владыка Феофан:

Задача православных педагогов – быть проводниками введения основ православной культуры в общеобразовательных школах, в воскресных школах. Создаются различные профессиональные сообщества, каких только нет: и металлурги, и газовики, и актеры, и спортсмены. А почему же православные педагоги не могут объединиться? Объединены мы некоторой духовно-культурной традицией. И я думаю, здесь мы будем проводить и совместные конференции, здесь мы будем намечать и определенные планы работы. Заниматься мы будем тем, что так необходимо: просветительской деятельностью, которой и должен заниматься педагог.

А можно ли присоединиться? Если Вы педагог, пожалуйста, милости просим. Можно подойти в Троицкий храм к настоятелю отцу Игорю, или же в Одигитриевский храм на вокзале к отцу Борису, а можно в Симеоновский собор к нам подойти. Высказать свои пожелания, оставить свои координаты, такая возможность потрудиться совместно, конечно, есть.

Вениамин:

Иван Андреевич, христианство вышло из иудаизма (Ветхий Завет) и многое переняло от него. Скажите, пожалуйста, что означает запись в церковном катехизисе: "Крещение есть духовное обрезание".

Владыка Феофан:

Вениамин, Вы обращаетесь ко мне «Иван Андреевич». Как видно, Вы не признаете норм этикета. Вежливое обращение к архиепископу – Ваше Высокопреосвященство или владыка. Обратите внимание, что и президент нашей страны обращается к Патриарху так, как принято обращаться к людям его сана – «Ваше Святейшество». Это просто нормальное обращение.

Ну, что же, я отвечаю Вам. Вы говорите, что христианство вышло из иудаизма. Совершенно неправильное понимание! Ни из какого иудаизма христианство не выходило. Христианство – это совершенно новая религия. Да, Христос родился в еврейском народе. Но Он принес и основал благодатную новую религию. Вот это Вы должны совершенно четко себе представлять.

Что такое религия? Это связь человека с Богом. Новый Завет как раз и положил начало христианской религии, которая по-новому строит взаимоотношения человека с Богом. Я могу много привести примеров, о которых говорил Сам Христос: если в Ветхом Завете было сказано «не прелюбодействуй», то в Новом и грязные помыслы считаются за грех. Если в Ветхом Завете сказано «око за око», то Новый Завет запрещает мстить тому, кто причинил тебе зло.

Почему крещение так названо в катехизисе? Духовное обрезание – это отвержение тех греховных привычек, которые были и есть у каждого человека. По чину крещения, священник у крещаемого трижды спрашивает: «Отрицаешься ли сатаны и всех дел его?» – и тот, кто крестится, трижды отвечает: «Отрицаюся». Это духовное обрезание, оставление греха. Вот что это значит.

Петр:

Владыка! Есть ли перспектива возрождения учебы православия и проведения литургии на местных телеканалах и ОТВ Челябинск? Спасибо.

Владыка Феофан:

Сейчас, слава Богу, у нас есть два телеканала, которые круглосуточно работают. Это «Спас» и «Союз». Если есть у кого желание послушать торжественное богослужение, но нет возможности пойти в храм, то можно включить один из этих каналов.

Что касается челябинских каналов, в частности, ОТВ, то, вы знаете, проблемы всегда есть с эфирным временем, пока не так все это просто, прямо скажем. Но, слава Богу, мы с ними сотрудничаем. Надеемся, что и в дальнейшем сотрудничество будет развиваться.

Основы православия можно изучать в воскресных школах, у нас есть и радиопередачи. Я бы тоже хотел, чтобы наши СМИ больше и качественнее говорили о Церкви, о православии. Но не так все просто. Представим себе ситуацию: сегодня нам в Челябинске дают эфир, часа три или четыре каждый день. Наполнить этот эфир, наверное, сходу будет трудно. Где сразу найти людей, которые могли бы грамотно говорить о православии? Но в меру возможного все делается. Не будем торопиться. Кое-что делается у нас в Челябинске, будет делаться и в дальнейшем.

Светлана:

Доброе утро, Владыко! Обращаюсь с просьбой: выйдите с предложением к Путину В.В. о запрете корпоративных пьянок всякого рода, на них люди теряют свой человеческий облик, такт, изменяют своим партнерам и очень много семей распадаются.

Владыка Феофан:

Дорогая моя Светлана! Ну, и выйдем мы сейчас к Путину с таким предложением. И завтра же масса начнется обвинений, что Церковь занимается не своим делом. Нам надо не к Путину выходить, чтобы он запрещал корпоративные пьянки, а менять надо нравственное состояние нашего народа в целом. Пока мы этого не поймем, то и пьянки, и коррупция, и разводы, и демографические проблемы у нас будут. Поэтому главная задача Церкви и здоровой части общества – это возвращение к нормальному духовному здоровому образу жизни. Помогай нам всем Господь.

Димитрий:

Здравствуйте Владыко. Подскажите мне, пожалуйста. Я от рождения страдаю слабостью ног (ДЦП) но у меня есть большое желание послужить Господу. Хотел бы уйти в монастырь, примут ли меня там? Есть ли другие варианты – пожалуйста, подскажите! С уважением, Димитрий Евстигнеев.

Владыка Феофан:

Дорогой мой Димитрий! Желание служить Господу – это не только в монастыре или в храме. Можно и дома иметь постоянно обращенный ко Господу ум. Что касается монастыря, то сейчас Вы знаете, как правило, монастыри только возрождаются, монастыри трудовые. В монастыре надо много трудиться чисто физически. Надо полы мыть, строить надо, много физической работы. Может быть, в какой-то благоустроенный уже монастырь с устоявшимися хорошими традициями возьмут Вас, где найдется дело и для Вас. Скажем, Псалтирь читать или записочки. Я думаю, что если Вы будете молиться, то Господь укажет Вам путь, вразумит, где служить Ему.

Источник: АН «Доступ»

 

Протоиерей Димитрий Климов - о том, что происходит сегодня вокруг - и в душах.
28.02.2015

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

16.03.2014

"Пою детям стихиры Пасхи. «Мироносицы жены утру глубоку ...» Мама, почему ты плачешь? Ну как же, малыши, не плакать, хоть раз-то в году можно и поплакать, не всё же строить всех на подоконнике в шесть рядов..."

27.05.2013

Как-то ночью преподобный молился в одиночестве, вдруг - яркий свет. И входят три ангела в светлых одеждах, у каждого в руке - посох. Что это было? Считается, что Свирскому отшельнику явилась сама Троица, причём в первый раз со времён Авраама в виде трёх ангелов.

23.05.2013

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения и 95 лет со дня трагической гибели Михаила Дмитриевича Громогласова, священника и просветителя, принявшего мученическую смерть от рук большевиков.

20.03.2013

Отца Святослава (Соболькина) из села Клястицкого называют бессребреником. В 41 год нет у него ни кола ни двора. Только пять дочек, старшей Насте пятнадцать, младшей Злате 2 года, да изнурительный жертвенный труд без отдыха и выходных.

– Бессребреник – это громко сказано, – не согласен он. – Наверное, потому так говорят, что без денег храмы восстанавливаем.

Интервью с католическим монахом-отшельником, перешедшим в православие
28.01.2013

27 августа 2010 г.  Габриэль Бунге перешел из католичества в православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В нашей беседе отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом.

22.01.2013

Преподобный Серафим Саровский очень любим в народе, но если попытаться выяснить, за что именно его так высоко чтут, то суть ответа большинства людей будет сводиться к фразе: «за чудеса».

Рассказы сербского философа Павле Рака
5.12.2012

"Зимой помогал я Симеону в огороде. Поднимаем камень, а там гадюка с «рожком» лежит. И спит: зимний сон. Симеон: «Что же делать? Если камень назад положим, можно её задавить... А если так оставить, погибнет от холода». Взял Симеон змею, положил её в карман пальто, пока она немножко не согрелась. Потом зашевелилась и уползла".

19.07.2012

"Сергий Радонежский или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония".

Универсальная педагогика от протоиерея Алексея Уминского
13.07.2012

Дорогие родители! Ваш ребенок – не ваш ребенок. Он ваш постольку, поскольку вы отвечаете за него перед Богом. И вообще, посмотрите на него другими глазами. Увидьте в нем Бога, сына Божия. Каким он является, каким образом он реагирует на мир, что ему любо, а что не любо, на что он способен, а что вне его способностей?

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".