Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Когда можно подглядывать в окно

Когда можно подглядывать в окно
КОНСТАНТИН и СВЕТЛАНА СУТЯГИНЫ
Художники
Текст: Оксана Головко

Центр Москвы, машины, люди, много людей и машин. И, оказывается, так здорово из городской суеты вдруг попасть в уютную тишину небольших волжских городков — на выставке Константина Сутягина и Светланы Сутягиной,  которая прошла в московской галерее «Экспо-88».

Название выставки — «Русский Нил» — «подсказал» Василий Розанов. Художники приводят высказывание из его одноименной книги: «Всё на Волге, и сама Волга точно не движется; не суетится, а только «дышит» ровным, хорошим, вековым дыханием...».

Экспозиция — результат путешествия художников по Волге. Они останавливались в городах и городках и — работали. Можно узнать Тутаев, Кимры… И у зрителей была возможность увидеть жизнь  на волжских берегах глазами живописцев.

В работах  Константина Сутягина  конкретные места русской провинции отражены эмоционально и фактически точно. Но у зрителя происходит и какое-то внутреннее узнавание, возникает воспоминание о чем-то давно забытом, может быть, уходящем в детство, а может быть — и в детские сны.

В картине «Хлеб привезли» — белый снег, светлое небо  и — радость, которую, кажется, испытываешь только в детстве. Радость, которую не нужно получать специально: ее несет окружающий мир, во всей его бытовой простоте и бытийной сложности.

Смотришь — и в памяти  вдруг всплывает что-то дорогое, неожиданно-яркое. А ведь сюжетно вроде бы все на картине просто: улица, двухэтажные домики, машина, разгружающая хлеб, идущие мимо люди, мама с малышом. Художник словно протягивает тебя в твое же прошлое, возможно, внешне никак не связанное с изображаемым, как перевозчик протягивает из лодки ребенка отцу в картине «Лед. Переправа».

Константин Сутягин говорит, что нам в жизни очень не хватает подлинности. Но ее все-таки можно найти, если постараться.

— В провинции остался красивый живой труд, — говорит художник. — В Москве такого не увидишь. А в том же Тутаеве засмотришься, как красиво работает перевозчик на лодке. Никаких лишних движений. Или как точны и изящны движения у женщины, несущей воду…

Стремлением к подлинности обосновывает художник и то, что он работает иногда на досках. По его словам, порой он сначала видит, что УЖЕ есть на той или иной доске, а потом, легкими мазками, позволяет разглядеть это и нам, не таким внимательным. На картине «Первый снег» (тоже написанной на доске) звезды — самые обычные шляпки гвоздей. Художник не делает ничего просто так, ради непонятной «оригинальности», которая нередко так утомляет в современном искусстве. В его работах каждый шаг, каждый момент  внутренне глубоко обоснован.

Из Камышина привез художник верхнюю часть наличника. Вновь  подлинность, теперь — предметов. И эта часть стала элементом картины «Вечер на Волге». Получилось красивое окно, через которое мы, зрители, заглядываем в вечерний волжский городок, очень синий, таинственно-уютный, где гуляют влюбленные, где бабушка с внучкой развешивают белье, где золотым согревающим светом горят окно дома и купол не очень далекой церкви.

В творчестве  Константина и Светланы Сутягиных есть нечто объединяющее. Они смотрят в одну сторону, но все-таки — по-разному. Светлана воспринимает и передает окружающий мир более мягко. Ей комфортно в мире одно-двухэтажных домиков, в котором тоже присутствует то самое настоящее, чего нам так не хватает («Кимры. Заречье», «Утро. Тутаев», «После дождя»). Внимательный живой взгляд художницы точно фиксирует действительность, но в поэтическом, даже надбытовом аспекте.

СПРАВКА:

Константин Сутягин родился в  Уфе 3 января 1964 года. В 1986 году окончил МВТУ им. Баумана. Начал художественную выставочную деятельность в 1988 г. С 1994 года член Московского Союза художников. С 1991 — член Международной ассоциации художников и искусствоведов. В выставках участвует с 1988 года. Живет и работает в Москве.

Светлана Сутягина. Родилась в 1967 году в Коврове. Училась рисунку и живописи в «Изостудии 46» у Евгения Стасенко. 

В 1991 году окончила Московский полиграфический институт.

Источник: Журнал «Фома»

 

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".