Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Даниэль Пеннак и семейное чтение

Даниэль Пеннак и семейное чтение
ЕКАТЕРИНА БОЖЕ
В мире книг

    

"Если молодежь не любит читать, не надо винить телевизор, наше время, школу. А лучше задать себе вот какой вопрос:  что мы-то, родители,  сделали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда для него мы являлись сразу и сказителем, и книгой?"

Даниэль Пеннак. «Как роман»

 

Хочется верить, что в жизни каждого ребенка было время, когда родитель  для него являлся  и сказителем, и книгой. Было предвкушение вечернего чтения перед сном любимых сказок. Ведь сначала ребенок – читатель-слушатель, а книга, как источник увлекательных историй, не существует для него отдельно от читающего. Ребенок воспринимает не только слова, произнесенные родителем, но и его интонацию, мимику. Книга и родитель неразделимы, именно родитель открывает дверь в волшебный мир фантазии и сказки, путешествий и приключений, добрых и злых героев.

Но это не может длиться вечно. Однажды наступает время, когда ребенок сам берет в руки книгу. И в этот период многие родители вздыхают с облегчением и отодвигают читающего ребенка куда-то на третий план. И делают большую ошибку, потому что не каждый ребенок может самостоятельно поддерживать свой уровень мотивации, интерес  к чтению. Внимание и влияние родителей в это время не менее важны, чем на предыдущем этапе.

Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок продолжал читать с радостью, запоем, в любую свободную минуту? Быть может – начать читать вместе с ним? Читать – по очереди,  друг за другом, вдохновляясь и вдохновляя, и конечно, творчески обсуждая прочитанное: вместе негодуя, смеясь, даже плача – вместе,  лучше всего, всей семьей. Этот простой рецепт может дать поразительные результаты. Прежде всего – близость и взаимопонимание.

Конечно, книги для семейного чтения лучше выбирать такие, чтобы они были интересны и взрослым. Такие книги были всегда, но современная литература не устает пополнять их перечень.

 

Имя Даниэля Пеннака нечасто встретишь в списках внеклассного чтения школьников. А ведь повести (сказки, притчи) этого французского писателя давно завоевали сердца детей во всем мире. Для первых опытов семейного чтения с младшими школьниками прекрасно подойдут «Глаз волка» и «Собака Пес», а серию приключений подростка Камо можно прочитать и обсудить с детьми постарше.

Что же такого особенного в книгах Пеннака? «Глаз волка» и «Собака Пес» — книги о животных, но разве мало замечательных произведений  о животных? Вот только  повести (или все же притчи?) Пеннака не совсем об этом. Создавая ярчайшие, живые образы волков и собак, Пеннак не стремится воспроизвести их реальное поведение и повадки. Его волки и собаки разумны, они мыслят, чувствуют, страдают. Они общаются с человеком на равных, проявляя его лучшие и худшие черты.

Именно через взаимоотношения с животными ребенок начинает задумываться о таких вещах, как дружба, предательство, любовь, верность. Автор не допускает шаблонов в сюжете. Собака воспитывает избалованную девчонку и преподносит ее родителям урок верности и отваги. Одинокий волк меняет свое нелестное мнение о человечестве благодаря мальчику, который сумел понять и полюбить его. Животные в мире Пеннака олицетворяют лучшие качества человека, к сожалению, во многом утраченные им. И человек, ребенок прикасается к миру животных как к миру идеальному, к миру, каким он должен быть. Прочитав эти повести, ребенок увидит сказку, родитель – притчу. О любви и настоящей дружбе, о верности и понимании. А общего, объединяющего настроения и тем для обсуждения хватит на много дней. 

Почему волк смотрел на мир людей одним глазом? Почему мальчик, общаясь с ним, тоже закрыл один глаз? Что придумала собака Пес для воспитания своей хозяйки? Как правильно воспитывать детей? А не поздно ли перевоспитать взрослых? Семья, в которой родители и ребенок вместе обсудят эти вопросы, и поспорят, и придут к взаимопониманию, и восхитятся отвагой волка и мудростью мальчика, и посочувствуют нелегкой жизни Пса, и обрадуются, что у него все получилось, — такая семья наверняка будет отличаться от многих других семей, где дети и взрослые не только не читают, но и вспоминают друг о друге лишь «по случаю».

 

«Утраченная близость… Вот так лежишь, и не можешь уснуть, и думаешь, вспоминаешь — ведь этот вечерний ритуал чтения, когда он был маленьким, был сродни молитве. Каждый вечер в один и тот же час после дневной кутерьмы наступало затишье, непременная встреча, вопреки любым обстоятельствам, миг сосредоточенного молчания перед первым словом рассказа, и вот – полилась литургия эпизодов… Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное предназначение молитвы — самое бескорыстное, наименее отвлеченное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Сами того не подозревая, мы открывали для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире — назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни… Любовь выходила из этого обряда обновленной». — Даниэль Пеннак.

 

8.02.2016

С детства и юности, под давлением социума, мы теряем чувство (нам врожденное) Идеи. Чувство Идеи нас самих, Идеи этого мира. Падаем в морок театра теней. И вспоминание, как показывает нам автор книги Марина Борская, есть одна из немногих возможностей вернуть себе это чувство… вернуться – к себе.

Рецензия на книгу
23.07.2015

«Судный день» начинается с описания собственной смерти. Точнее, того, что происходит на следующий день. Довольно жесткая, но абсолютно искренняя для Попова метафора. В сущности, конец света для него тогда и состоялся, но жизнь-то продолжается – как абсурд.

Галина Двуреченская. Фрагменты из книги
13.06.2015

Эта книга - о современной семье, о том, какой она была, скажем, 30-40 лет назад и какой стала теперь. Об отношениях "отцов и детей". Об извечном человеческом одиночестве на миру, казалось бы - в самой гуще жизни. А если говорить вообще - о нашем мире, о человеческом уделе, о быте и бытии...

Евгений Водолазкин - своем романе "Лавр", о времени и о творчестве
10.07.2014

"Тему ты угадываешь в себе. Ты пишешь о том, чего тебе не хватает в современной жизни. Мне казалось, что сегодня большие проблемы с ценностями, которые всегда определяли нашу жизнь. Происходит какое-то забвение их. И я решил написать об этих фундаментальных вещах – о преданности, о любви, о возможности жертвовать собой ради другого".

5.03.2014

"Нас волновала тема радиоэфира, заполненного сигналами, которые подлинная Россия подает откуда-то из небытия, из того пространства, где находится все настоящее: хорошие люди, настоящая экономика, настоящие власти. Ведь где-то все это есть, не может быть, чтобы в такой большой стране этого не было. Нам бы хотелось побудить читателя к тому, чтобы переоткрыть Россию заново".

О книге, воспитании и детском чтении
18.07.2012

"Если в семье есть культ чтения, если в процессе повседневной жизни родители, просто за столом на кухне, в присутствии ребенка обсуждают интересные им книги, то ребенок обязательно почувствует тот эмоциональный фон, который царит в семье".

21.03.2012

Игорь Непеин, безвременно ушедший неистовый и бескомпромиссный уральский историк, вернулся к нам своей уникальнейшей библиотекой. Второй месяц в зале социально-культурной литературы библиотеки ЮУрГУ проходит череда тематических выставок его огромного книжного собрания.

В мире книг с Екатериной Боже
9.09.2011

Рубина мастерски владеет словом. Ей под силу создание любого образа, любой ситуации... Как кукольник ведет свою марионетку, так Рубина захватывает и ведет внимание читателя в ярком, карнавальном потоке своего романа с говорящим названием "Синдром Петрушки".

Интервью с владельцем книжной лавки "Белая лампа"
7.09.2011

В самом центре Челябинска люди, любящие книги, вот уже 16 лет «торгуют искусством». О пользе и преимуществах «живых» книг поведали Олег и Елена Слепых, владельцы книжной лавки «Белая лампа».

19.08.2011

Беседа с одним из книжных флибустьеров Челябинска Андреем Лавровым, который согласился откровенно и честно рассказать, как на рубеже 90-х ему удалось трансформировать любовь к чтению и любительский самиздат в маленькую книгоиздательскую и книготорговую индустрию – дело увлекательное и весьма прибыльное по тем временам.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".