Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Бунт Перельманов

Бунт Перельманов
ВЛАДИМИР ХАРИТОНОВ

Восстание против академических журналов, которое подняли в январе 2012 года математики, подхватили и физики. Математики призвали бойкотировать публикации в профессиональных журналах крупнейших издательских домов, потребовав, как минимум, обеспечить бесплатный онлайновый доступ к научным публикациям.

Зачем учёные публикуют материалы своих исследований в научных журналах? Думаете, для того, чтобы об их исследованиях стало известно другим учёным и всему миру? Отнюдь нет. Научное сообщество, при всей устремленности в будущее самой науки, довольно консервативно. И это правильно! Экспериментальные факты должны быть воспроизводимы, а теории — подтверждены экспериментами. А потом и то, и другое — признано научным сообществом, которое узнает об этом из пользующихся авторитетом научных журналов, при этом сами публикации пройдут через строгий отбор рецензентов. И только тогда достижение учёного может считаться признанным, обретёт статус научной истины и будет учтено в списке его заслуг, когда его опубликует признанный научный журнал.

В этой, в общем, совершенно разумной схеме есть только одно, но существенное слабое место: издание научных журналов — это бизнес. Причём с хорошими — миллиардными — оборотами и неплохой рентабельностью. К примеру, только британские университеты платят за подписку на научные журналы около 200 млн фунтов стерлингов в год (что даже скромно, если годовая подписка на Biochimica et Biophysica Acta стоит 18 тыс евро), обеспечивая издателям 35% рентабельности. Издатели при этом нисколько не стесняются ежегодно поднимать цены, навязывать библиотекам подписку «наборами» (среди нужных журналов и несколько ненужных), брать с авторов и их институтов дополнительные деньги за превышение объема публикации, продавать отдельные статьи за тысячи долларов, заводить фейковые медицинские журналы на деньги фармкомпаний и т. д. Что примечательно, в отличие от всего остального издательского бизнеса, в академических журналах не принято платить ни авторам, ни рецензентам — все они делают свою работу бесплатно. Ну разве не идеальная издательская модель? Практически рай.

Рано или поздно должен был наступить перелом. Научный мир взорвался 21 января 2012 года, когда известный английский математик Уильям Тимоти Гауэрс , лауреат престижнейшей премии Филдса, опубликовал в своем блоге обращение к математикам всего мира прекратить сотрудничество с математическими журналами, издаваемыми крупнейшим международным концерном Elsevier: цены на подписки завышены, продажа подписки «в нагрузку» обременительна, издательство не идёт на сотрудничество с библиотеками и при этом ещё и поддерживает сомнительные законопроекты, типа SOPA, PIPA и — особенно — Research Works Act (запрещающий открытый доступ к научным публикациям), направленные не столько на борьбу с «пиратством», сколько на сохранение традиционного издательского бизнеса. В интервью The Guardian Гауэрс признался, что и сам не ожидал реакции научного сообщества, обычно не слишком склонного к общему действию: вскоре после публикации обращения Гауэрса появился сайт The Cost of Knowledge с петицией, под которой на сегодняшний день подписались уже почти 13 тысяч учёных со всего мира. Бойкие журналисты обозвали историю с бойкотом Elsevier «академической весной», по аналогии с «весной египетской».

Поскольку именно учёные являются единственными поставщиками контента для журналов, не удивительно, что Elsevier отчасти уступил требованиям учёных, отказавшись от поддержки RWA, продекларировав отказ от практики навязывания подписки и пр. Но старая модель бизнеса Elsevier и ей подобных компаний помельче действительно под угрозой: в конце сентября 2012 года сообщество физиков, специализирующихся на изучении элементарных частиц, объявило о том, что все статьи на эту тему в двенадцати международных академических журналах будут доступны в свободном доступе на сайтах журналов как минимум на протяжении трёх лет, а фиксированная компенсация за возможную потерю доходов будет выплачиваться журналам из денег, собранных с библиотек, полученных от грантодателей и исследовательских организаций. И никак иначе.

Модель компенсации, впрочем, не единственная альтернатива традиционной издательской модели, которая соответствовала бы требованиям качества, соображениям авторитета и предполагала бесплатный (или практически бесплатный) свободный доступ к результатам труда учёных. Если для какой-то сферы науки важнее всего скорость обнародования и устраивающая грантодателей степень авторитетности, то к услугам учёных в сфере точных наук существующий уже 21 год проект arXiv.org, основанный в Лос-Аламосе, а теперь поддерживаемый Корнелльским университетом.

Проект начинался как почтовая рассылка препринтов статей по физике, которые ещё не прошли процедуру рецензирования и публикации в традиционных научных журналах, но уже могут быть предложены для обсуждения научному сообществу. Сейчас это база данных из более чем полумиллиона научных публикаций не только по физике, но и по математике, астрономии и многим другим дисциплинам. Тексты загружаются авторами самостоятельно, но проходят формальную модерацию на правильную научную классификацию. Что же до степени авторитетности... Именно в arXiv.org, а не в академическом журнале опубликовал за подписью Grisha Perelman три статьи Григорий Яковлевич Перельман, за которые ему была присуждена сначала премия Филдса, а затем и премия Клея.

Другая модель открытой публикации научных статей выбрана Public Library of Science , специализирующейся на издании реферируемых журналов по биологическим наукам (PLoS издаёт семь журналов по компьютерной биологии, генетике, редким тропическим заболеваниям и пр.) — издание за счёт института, в котором работает автор. В сущности, идея брать деньги за издание с авторов стара примерно так же, как литература — писатели платили переписчикам, а после изобретения книгопечатания — первым печатникам. Правда, PLoS не кладёт полученные от научных заведений деньги себе в карман (это некоммерческая организация), но направляет на качественную подготовку публикаций (одно из изданий PLoS является официальным хранилищем работ по исследованию СПИДа, финансируемым американским министерством здравоохранения), которые выкладывают в интернете в открытый доступ под Creative Commons Attribution License. Такой подход к научным публикациям не исключение: аналогичный путь, перестроив всю свою издательскую модель, выбрало издательство Springer, один из главных конкурентов Elsevier на рынке научных журналов.

Вместе с развитием и распространением интернета за последнее десятилетие принцип бесплатного открытого доступа к научным публикациям стал важнейшим трендом развития мировой науки. По данным каталога Directory of Open Access Journals (http://www.doaj.org/), в мире выходит более 8 тысяч научных журналов по самым разным дисциплинам, существующим на разных бизнес-моделях (а по преимуществу вообще без таковых — на основе волонтёрского труда учёных и при поддержке их «родных» институтов), как рецензируемых, так и нет, но с обязательным открытым доступом к публикациям. Бунт, устроенный математиками, — симптом всё того же сдвига, который настигает всю контентную индустрию: переход «в цифру и интернет» меняет не только способ потребления контента, но и способ его производства и распространения. Этот переход, как и всякая революция способа производства, не может быть мягкой и милосердной по отношению к традиционному бизнесу. Если он не сможет перестроиться, ему предстоит уйти в прошлое. Конечно, у каждой сферы контентной индустрии свои законы. Сфера научных публикаций не исключение — в ней, в отличие от других видов контента, значительно важнее вопросы авторитета и идентичности. Научному сообществу ещё предстоит придти к новому «общественному договору» и выработать новые методы определения авторитетности места публикации и самого текста (хотя новые индексы цитируемости, например, для arXiv.org, уже появляются), а также и способы сохранения контента и поддержания инфраструктуры его производства. А вот зарабатывать на себе миллиарды, не обеспечивая в обмен реального оборота научного знания, учёный мир, видимо, уже не позволит. Просто потому, что, при наличии интернета и хороших мозгов, это просто, извините, тупо.

Источник: chaskor.ru

 

Психиатр о запретах Youtube, Wifi для детей и о блокировании сайтов
9.10.2012

"Я даже себе не представляю, какое количество наркоманов и самоубийц появятся на улицах, если грандиозные социальные сети или какой-нибудь Youtube будет бездумно закрыт из-за какого-то полубредового повода. Поскольку это те зоны, в которых молодые люди - да, глупо, да, нелепо - пытаются реализовывать свой собственный творческий потенциал".

12.07.2012

Для начала необходимо сказать о том, что система фильтрации в Интернете не работает в принципе, так как противоречит самой физической сути сети и логике настоящих злоумышленников.

5.10.2011

Журналистское сообщество на Южном Урале взбудоражено. Разворачивается предвыборная кампания, и чем ближе «час Х», тем больше редакторов начинают ощущать зыбкость своего положения, пенять властям на давление и стремление действовать незаконными методами.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".